Предложенная тема занятия проблемна “вдвойне”. С одной стороны, каждому из нас приходится говорить “нет”, и подчас сделать это совсем непросто. Мы не всегда можем точно определить, в каких именно случаях необходимо сказать твердое “нет”, а когда согласиться. С другой стороны, обсуждаемый текст написан далеким от православия человеком, со многими утверждениями которого мы далеко не всегда можем согласиться. Сам текст находится по ссылке http://improve-me.ru/10848
Задача учащихся состоит в аналитическом прочтении текста и его грамотной критической оценке последующем ведении дискуссии по неоднозначной проблеме.
Первое занятие проходит в форме обсуждения заданного текста, при этом целесообразно разделить студентов на две группы, одна из которых должна защищать точку зрения автора, вторая напротив – оспаривать его мнения. Предварительно следует попросить студентов сформулировать основной тезис статьи.
Для активизации обсуждения можно использовать следующие наводящие вопросы:
- Нужно ли вообще устанавливать границы в отношениях с людьми, как советует автор данного текста? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
- Что такое “насилие над собой”, это хорошо или плохо?
- Что такое заниженная самооценка, по Вашему мнению? Как соотносится это состояние с такой важнейшей христианской добродетелью, как смирение? Согласны ли Вы с утверждением “наши глобальные задачи – развитие уверенности в себе и повышение самооценки”?
- “Ценить людей и их потребности выше своих собственных” – это хорошо или плохо?
- “Люди относятся к нам так, как мы сами относимся к себе” – согласны ли Вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.
- Приемлемо ли для христианина “любить, уважать себя и ценить свое время и силы”?
- Согласны ли Вы с мнением автора: “честным и аргументированным отказом, произнесенным вежливым тоном, вы не можете никого обидеть”?
- Не является ли использование лицемерие использование фраз “«это замечательное предложение», «я рад, что вы обратились именно ко мне», «для такой просьбы нужно быть сильным человеком» в тех случаях, когда Вы намерены отказать?
Также следует обсудить конкретные правила и приемы отказа, приводимые автором, приведенные в статье примеры.
Затем можно разобрать конкретные жизненные ситуации, когда приходится давать четкий утвердительный либо отрицательный ответ.
В конце встречи ставится задание для самостоятельной работы согласно плану типового занятия по работе с текстом.
Второе занятие проводится по указанному ранее плану (https://in-nastavnik.ru/bez-rubriki/tipovoe-zanyatie-rabota-s-tekstom.html).
in-nastavnik.ru