Занятие состоит из двух встреч.
Цель занятия: отработка навыков письменной и устной речи, а также навыков первичной обработки информации.
- Задание причитать текст. Ознакомиться с текстом. Выполняется до встречи (возможен вариант ознакомления на занятии, если есть запас времени).
- На первой встрече: разбор и обсуждение текста на занятии.
- Задание для самостоятельной работы: задание выполняется письменно, состоит из 3-х частей.
Первая часть: в объёме одного предложения сформулировать 1) содержание текста; 2) смысл разобранного текста. Через сравнение этих двух предложений нужно вывести студентов на дискуссию о роли и соотношении смысла и содержания текста.
Вторая часть: задание аналогичное заданию первой части, только изменяется объём. Теперь надо уложиться не в предложение, а в абзац.
Третья часть: Допустимый объем возрастает до страницы.
- На второй встрече студенты сдают тьютору свои записи, а сами презентуют/ защищают/ озвучивают их устно. Допустимо пользоваться планом, но категорически запрещено читать. При выступлении одного человека, другие готовятся а) задать ему вопросы по его выступлению; б) выступить с критикой.
Хороший эффект даёт разбор как меняется содержание и смысл при изменении объёма, как соотносятся между собой изменения содержания и смысла.
На первых порах особое внимание нужно уделить затруднениям при выделении смысла. Студенты часто скатываются к повествовательной форме (пересказу), не умея выделить главное. Заметны трудности и при устном выступлении. Желательно само выступление выделить как небольшую кульминацию занятия, формализовать его как ритуал. Студент должен встать, выйти на середину аудитории, представиться сам и представить тему своего выступления. Речь должна быть громкой и чёткой. Сначала это вызывает определённый дискомфорт, но потом, наоборот, приветствуется студентам т.к. подобные требования позволяют им собраться, сконцентрироваться, получить новый опыт.
Итог: Такое построение занятий придаёт ему комплексный, универсальный характер; позволяет сочетать отработку навыков письменной и устной речи, а также элементов анализа (компрессия текста, выделение смысловой составляющей).