Упражнение: постановка вопросов к учебному тексту

Упражнение применяется при отборе претендентов на позицию разработчиков учебного контента. Но его можно использовать и в самом учебном процессе.

Суть упражнения такова:

Человеку даётся небольшой текст из его предметной области и предлагается за определенное время составить максимально большое количество вопросов к этому тексту. Вопросы надо сформулировать такие, которые можно затем адресовать изучающим этот текст. Оценка результатов выполнения упражнения оценивался по двум параметрам:

Во-первых, по количественному:  объём знаков в составленных вопросах должен не менее чем втрое превышать объем исходного текста.

Во-вторых,  по качественному:  вопросы должны касаться всего разнообразия имеющихся в тексте фактов. Под ними мы имеем в виду описываемые в “исходнике” физические объекты и их группы, отдельные события, группы событий или отдельные процессы, абстрактные понятия (если они там представлены, разумеется). Кроме того, вопросы должны касаться выдвижения доказательств или опровержений того, что высказано в тексте, проверки истинности содержания, а также имеющихся в нем сомнений и неразрешенных проблем.

Что даёт упражнение?  Человек должен продемонстрировать свой опыт работы с информацией и знаниями. Он должен показать в какой степени знаком с деталями этого опыта, всевозможными отношениями между изложенными фактами, причинами и последствиями таких отношений.  Ставя вопросы, он показывает свою готовность трансформировать, переформулировать и переструктурировать свой опыт с целью постановки учебных вопросов потенциальной аудитории. С помощью таких вопросов учебная группа сначала погружается в учебный контент, обретая опыт вопрошания, проникает  в содержания и смыслы изучаемого на основе и своего опыта, включая не только рациональные суждения, но и впечатления, образы, ассоциации и переживания. А затем готовит свои устные или письменные ответы.

Умеем ли мы полноценно ставить учебные вопросы? Увы, этому не учат. Ещё древние греки создавали специальные системы вопросов (эвристики), последовательно отвечая на которые человек осознает степень и границы своего знания и незнания, содержание собственного опыта, свое отношение и чувства к описываемой текстом реальности.

 

Например: Вопросы для высказываний, выдвинутых в качестве доказательства или опровержения (фрагмент):

 

По материалам http://vnaumov.blogspot.com/2018/08/blog-post_26.html