Работа с информацией требует создания стройной системы выделения, классификации и обработки её элементов. В рабочем плане можно выделить выделила три информационных поля:
- Внутренняя информация.
- Общая, глобальная информация.
- Информация на расстоянии вытянутой руки.
- Внутренняя — это та информация, что уже принадлежит мне. Она хранится в сознании или в глубинах подсознания и при определенных обстоятельствах может быть распакована и представлена во всей красе. Даже если мне это не нравится, даже если я буду пытаться ее забыть. Возможность активно влиять на эту информацию ограничена. Можно, только научиться с ней жить.
- Второе поле — общая совокупность всех знаний, всех происходящих процессов, то что Вернадский называл «мысль как планетное явление». Воспринять всю эту информацию невозможно, да и не надо, влиять на нее — тоже. Тут возможно выборочное потребление.
- И, наконец, третье поле: информация на расстоянии вытянутой руки — это те источники информации, которые находятся в непосредственной близости от меня. Вот на них-то можно влиять, можно их выбирать и контролировать качество и скорость информационных потоков.
Всю информацию можно разделить на безопасную и небезопасную. Небезопасная информация, в свою очередь, делится на откровенно опасную (агрессия, призывы к насилию, войне, убийству и самоубийству, причинению вреда своему телу, оскорбления и унижения, и т.д.) и умеренно опасную: психологически опасную (споры с тролями), метаболически опасную (разного рода диеты, призывы к использованию БАДов, непроверенных лекарств, косметических средств) экономически опасную и т.д. Как только встречается такая небезопасная информация, необходимо сразу закрыть каналы ее поступления и, по возможности, исключить их из своего информационного поля. Все остальное, что не причиняет вреда — безопасная информация. Ее можно использовать.
Второй уровень — это полезная и бесполезная информация. Полезная: а) та, что нужна именно сейчас и б) та, что пригодится в будущем. Бесполезная информация, по сути является «информационным жиром. Это растянутые во времени сериалы, которые ничему не учат, а только пожирают время, это сплетни, всякие реалити-шоу, бульварные романы.
Третий уровень — качество информации.
- Достоверность информации. Существуют алгоритмы оценки источника информации, методов которыми проводилось исследование. Только потом можно читать результаты и выводы. Этому несложно научиться.
- Приятная или неприятная информация. Информация может быть приятной и бесполезной. Например, фильм или книга, которую читаешь, чтобы отвлечься, расслабиться. Информация может быть неприятной, но иметь отношение к собственной безопасности.
- Современная и устаревшая информация. В исследованиях не обойтись без изучения последних новинок. А в литературе и музыке многие предпочитают классику. Множество людей прочитали, пропустили через себя, отсеяли неинтересное, плоское, бессмысленное, сохранив красивое, многогранное, важное. То есть время оказывается своеобразным фильтром.
Таким образом, при беглом просмотре какой-либо статьи сразу же формируется мнение: некачественная, неприятная, бесполезная, устаревшая, и я смело выбрасываю ее.
Такая классификация информации очень помогает в дальнейшем ее использовании. Прикрепленные ярлычки каким-то образом сортируют информацию внутри памяти.
Как можно защитить себя от некачественной информации?
- Знать, что требуется в настоящее время. Вопросы: «Что и «Зачем?»— это лучшие фильтры, какие можно придумать.
После прочтения этой статьи, пожалуйста, проведите маленький эксперимент. Включая вечером телевизор или компьютер, сначала спросите себя — что именно вы хотите получить? Узнать новости из конкретной области (политика, экономика, культура и т.д.), посмотреть фильм, пообщаться с друзьями. Потом спросите себя: зачем мне нужна эта информация? Возможно, она пригодится вам завтра для работы, может быть, вы хотите расслабиться и отвлечься после тяжелого рабочего дня, может быть, вам важно узнать о делах и самочувствии друзей и родственников. Вот увидите, насколько изменят ваше поведение эти два вопроса.
- Выбирать ресурсы: библиотеки, журналы, базы данных, информация в которых проходит проверку.
- Знать какая информация полезна или бесполезна именно тебе.
- Мнение эксперта по жизненно важному вопросу лучше, чем мнение непрофессионала.
- Отсеивать опасную, бесполезную, некачественную информацию.
- Выставлять фильтры. Выбирать источники информации.
- Прислушиваться к своему телу, как оно реагирует на ту или информацию. Если в новостях каждый час во всех подробностях показывают последствия терактов, а у вас от этого начинается сердцебиение, боли за грудиной, напряжены мышцы шеи, потеют руки, болит голова, не корите себя в черствости — отключите СМИ на пару дней. Здоровье важнее.
- Общее физическое развитие. Доказано многочисленными исследованиями, что здоровый образ жизни, правильное питание, регулярные спортивные нагрузки тренируют вегетативную нервную систему, повышают стрессоустойчивость. Получение даже опасной информации в таких случаях не приводит к нарушению механизмов регуляции.
Главное — что есть выбор. Право на выбор информации. Реализуя это право, вы обретаете возможность контролировать процессы, происходящие в информационном пространстве вокруг вас и внутри вас. Создавая собственные фильтры, можно научиться использовать лучшие источники информации, оставляя все плохое там, где оно появилось. И тогда получение информации становится искусством. Это очень заманчиво.
Информацию нужно не только правильно получать. Ее обязательно нужно проанализировать, переработать, собрать разрозненные части в одно целое и отпустить это новое в практику. Тогда информация не будет накапливаться информационным жиром и повисать складками на боках нашей души.
За основу взят текст Софии Новосад. Вот отсюда.