Подросток, практически взрослый человек, но при этом логика, поступки, высказывания, а еще иногда и внешний вид вызывают удивление.
Можно всё списать все на возраст. Дело в том, что области мозга, которые отвечают за принятие решений, окончательно формируются только после двадцати лет. Так что особенности устройства мозга подростков заставляют их подвергать себя риску: они принимают решения слишком импульсивно и не способны здраво оценить последствия выбора.
Проблема в том, что подростки плохо принимают решения в состоянии стресса или под давлением. В этом возрасте важно произвести впечатление и для того, чтобы заслужить авторитет у друзей или одноклассников, они идут практически на все.
В ситуации «давления», центр принятия решений будет смещаться. Разницу между «знанием» и «решением» можно объяснять в терминах холодной и горячей ситуации. Холодная ситуация — это выбор, который сделан спокойно, без давления, дополнительных факторов влияния, без эмоционального возбуждения. В этом состоянии подростки способны принимать рациональные решения.
Горячая ситуация — это ситуация сильного эмоционально возбуждения (радость, беспокойство или печаль). Велика вероятность, что в горячей ситуации подросток примет необдуманное решение, которое может ему навредить, и не будет в этом момент осознавать последствия сделанного выбора.
Влияние эмоционального возбуждения на способность принятия решений объясняет, как молодой человек может совершенно спокойно и сознательно обсуждать вред наркотиков и алкоголя, а через пару часов напиваться с друзьями и курить.
Чудеса науки
Исследования мозга показали, что лобная доля, которая отвечает за принятие решений, импульсный контроль, поиск ощущений, эмоциональные реакции и последовательное мышление, окончательно формируется только после двадцати лет.
Связь между развитием мозга и способностью принимать решение, точнее, способностью принимать верные решение в экстренных ситуациях, называется психосоциальная зрелость.
Так вот, исследования показали, что у подростков 12-17 лет социальная зрелость значительно ниже, чем у молодых людей 18-23 лет. В свою очередь, эта группа по психосоциальной зрелости уступает взрослым — людям от 24 лет и старше.
Чем же опасна эта психосоциальная незрелость?
рискованные поступки (жажда адреналина);
импульсивный выбор;
жажда краткосрочных удовольствий (важнее, что принесет радость прямо сейчас, а не то, что будет радовать потом);
проблемам с отложенным вознаграждением — то, что обещано позже, не имеет ценности;
влияние сверстников;
отсутствие понимания последствий выбора.
Что же делать?
Объяснение — хорошо, но как же помочь подросткам научиться принимать более взвешенные решения? Очевидно, что строгость и контроль здесь не работают: если оказать чрезмерное давление на бунтаря, ситуация лишь ухудшается. В юном возрасте человек стремится отстоять свое право принимать (пусть и импульсивные) решения, а задача взрослых — направить его.
Вот несколько правил, которые помогут
Помните обо всех событиях и особых датах, которые могут привести к выбору под давлением. Окончание сессии, дни рождения, концерты — все, что угодно. Внимательно слушайте подростка, он расскажет вам о своих ожиданиях и даже о своих планах, а вы всегда можете поговорить с ним об этом в спокойной обстановке.
Сами рассказывайте о нестандартных сценариях развития событий, объясняйте, что делать в той или иной ситуации. Таким образом, когда он действительно окажется в этой ситуации, ему немного проще будет принять решения, ведь он уже проработал ее с вами.
Познакомьте его с техникой «остановился и подумал». В момент принятия решения он должен избавиться от давления: например, уйти в другое помещение, позвонить кому-то или написать сообщение.
Люди должны знать, что они всегда могут попросить помощи. Убедитесь, что в их телефоне есть необходимые контакты— всех, с кем он может поговорить перед принятием решения. Он не один, и он не должен делать это один.
Используйте отрицательный опыт как пример. Да, человек принял неверное решения, теперь разгребает последствия. Не ругайте его, просто поговорите о том, почему так произошло, в какой момент было принято неудачное решение и почему, ну и какое решение в данной ситуации было бы верным, как лучше поступить в будущем.