Я играю на пианино почти 40 лет, но мои сегодняшние успехи ничем не превосходят то, чего я добился в 12 лет.
Вот что я делаю, когда играю на пианино.
1. Сажусь.
2. Играю один из трех отрывков, которые знаю наизусть (мой любимый — интерлюдия из «Лэйлы» группы Derek and the Dominos).
3. Делаю кучу ошибок.
4. Продолжаю играть то же самое правильно.
5. Переключаюсь на другой отрывок из трех.
6. Повторяю.
Это ничем не напоминает то, как я играл на пианино в 15 лет — когда я был на вершине развития как музыкант.
Вот как я играл на пианино тогда.
1. Садился.
2. Таращился на один такт в отрывке и пытался услышать мелодию в голове.
3. Продолжал таращиться на этот такт и водил пальцами по клавишам, не нажимая, давая им возможность привыкнуть к нужному порядку нот. Тренировал свои нейроны.
4. Играл этот один такт.
5. Делал пару ошибок.
6. Возвращался и проигрывал этот такт снова, обращая внимание на ошибки.
7. Делал меньше ошибок.
8. Повторял пункты 6 и 7 до тех пор, пока не сыграю этот такт безупречно 10 раз подряд.
9. Добавлял новый такт. Повторял.
Используя такой подход, я мог целую неделю ни разу не сыграть мелодию целиком. Но к тому моменту, когда я, наконец, делал это, результат был великолепным.
Не осознавая этого, я наткнулся на лучший способ добиваться отличных результатов в чем угодно. Малкольм Гладуэлл и Джефф Колвин называют это «намеренной практикой». Дэниел Койл говорит о «глубокой практике». Как бы то ни было, это невероятный способ быстро улучшить свои навыки.
В книге «Талант ни при чем!» Джефф Колвин рассказывает историю, как Бенджамин Франклин тренировал себя писать эссе. Читая статьи в популярном британском политическом журнале The Spectator, Франклин выписывал наиболее важные положения. Несколько дней спустя он пытался написать статью заново, используя ключевые положения, которые выписал, связывая их воедино своими словами. Затем он сравнивал свою статью с оригиналом, искал отличия, и начинал все заново.
Если вы пытаетесь овладеть новым навыком или улучшить имеющийся, попробуйте применить принципы намеренной практики.
В них только два основных требования.
— Навык должен быть таким, что его возможно повторять достаточно быстро. Подумайте, как можно «разломить» навык на несколько повторяемых шагов — изучение одного музыкального такта, концентрация только на замахе при тренировке игры в гольф, воссоздание эссе в попытках научиться писать.
— Тренировка навыка должна постоянно давать плоды и обратную связь. После практики вы должны как можно скорее осознать, была ли она успешной или провальной. Записывайте себя, чтобы можно было быстро посмотреть или послушать. Если сами вы не можете дать реалистичную оценку, наймите тренера/учителя, который будет не только давать немедленный отклик, но и продолжит подталкивать вас за пределы текущих возможностей.
Ключ к улучшению — это постановка цели, которая находится за пределами вашего текущего уровня, так, чтобы вы ошибались чаще, чем достигали успеха, по крайней мере поначалу. Как только вы достигнете цели, выбирайте новую, которая также будет вне вашей новой зоны комфорта. Если вы не расширяете ее, вы не учитесь.
«Пробуй снова. Ошибайся снова. Ошибайся лучше», — Сэмюел Беккет.
Источник http://ideanomics.ru/articles/8729