Критическое мышление

Какие вопросы необходимо задать для того, чтобы начать критически мыслить?

В когнитивной области выделяется шесть уровней овладения информацией.

 

  1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории.

 

Что? Когда? Где? Почему? Как это можно описать? Кто сделал? Как можно объяснить?

 

В результате ученик воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

 

  1. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

 

Какие отличия? Какие сходства? Какие имеются факты или мысли? Как их можно представить, используя более удобную форму? Какие есть доказательства, аргументы в пользу того или иного решения? Как это понимать?

 

В результате:

– объясняет факты, правила, принципы;

– преобразует словесный материал в математические выражения, схемы, таблицы, модели;

– делает предположения о будущих последствиях, вытекающие из имеющихся данных.

 

  1. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

 

Что будет, если…? Какие примеры можно привести? Что можно с этим сделать? Что может произойти, если…? Как можно продемонстрировать своё понимание? Как можно применить?

 

В результате участник тренинга:

– применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

– использует понятия и принципы в новых ситуациях.

 

  1. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

 

Как это можно разделить на части, классифицировать? Есть ли разница между ними? В чём она состоит? Какой вывод можно сделать? Можно ли сгруппировать?  На основании чего выделена  группа? Почему выбрано это основание?  Как взаимосвязаны части?

 

В результате обучаемый;

– вычленяет части целого;

– выявляет взаимосвязи между ними;

– определяет принципы организации целого;

– видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

– проводит различие между фактами и следствиями;

– оценивает значимость данных.

 

  1. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

 

Как это можно сравнить? Какой вариант лучше? Какую пользу принесёт это решение? В чём ценность и важность? Что можно порекомендовать? Чему уделить внимание? Что мы получим в результате объединения?

 

Результат:

– пишет выступление или доклад;

– предлагает план проведения эксперимента или других действий;

– составляет схемы задачи.

 

  1. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

 

Что может случиться, если…? Можно ли предложить альтернативу? Возможна ли замена? Что мы потеряем при замене? Какова цель материала? Каковы последствия её достижения?

 

В результате ученик:

– оценивает логику построения письменного текста;

– оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

– оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

 

Этот структурированный подход отражает познавательный процесс, которым управляет критическое мышление. Он может прочно войти в вашу привычку в течение некоторого периода времени. Эти вопросы позволяют улучшить традиционные мыслительные процессы, и это способствует нахождению новых решений.

 

По материалам https://www.facebook.com/groups/profiEL/permalink/2510580675691017/