Никлас Луман был не только выдающимся теоретиком и пионером социальных исследований, он также придумал оригинальную систему ведения записей, которая стала предтечей гипертекста и URL. Его система конспектирования вдохновила специалиста по философии образования Сонке Аренса на написание книги о том, как делать заметки с умом. Цель книги — помочь читателям лучше распоряжаться своим временем, легче принимать решения и тренировать свою память.
Картотека Никласа Лумана
Никлас Луман разработал простую систему ведения записей, которую называл своей картотекой (или zettelkasten по-немецки). Луман понимал, что записи имеют смысл только в связке с контекстом — ассоциациями и ссылками на другие источники. Поэтому система была создана так, чтобы можно было соединить карточки друг с другом и разметить близкие контексты.
Луман не использовал алфавитную систему каталогизации и любые другие формальные методы структурирования. Он воспринимал свои карточки не как завершенный проект (книги, к примеру), но как набор материалов для исследования и чтения в течение всей жизни. Картотека не имела тематических ограничений и могла расширяться бесконечно.
Впоследствии картотека Лумана выросла в нечто большее, чем просто каталог заметок. Социолог описывал ее как свою вторую память, партнера по исследованиям или alter ego.
Вот как картотека Лумана работала:
- Ученый записывал интересные или потенциально полезные идеи, которые встретились ему в процессе чтения, на отдельных карточках.
- Он писал только на одной стороне карточки, чтобы ее не нужно было переворачивать; на одной карточке содержалась одна идея.
- Каждая новая карточка получала порядковый номер, начиная с 1; близкие идеи или продолжения мысли получали номер с буквенным значением — 1a, 1b, 1c и т. д.
- Связи отмечались линиями.
- Каждая линия могла иметь собственные ответвления. К примеру, карточка, посвященная немецкому социологу Юргену Хабермасу была помечена так: 21/3d26g53.
- По мере чтения Луман создавал новые карточки или добавлял комментарии к существующим, проводил новые линии между старыми карточками и т. д.
Луман не только придумал систему, которая могла расширяться безгранично, у каждой карточки также был собственный идентификационный номер. Можно было сослаться на любую карточку, зная, что номер всегда будет прежним. Ответвления образовывали направления мысли, к которым было удобно обращаться в поисках источника темы или уточнений какой-то ее детали.
К тому же, такая нумерация создавала понятную топографию системы: темы, по которым было больше всего источников информации, имели самые длинные номера. В каталоге не было иерархии. Подобная децентрализованная система ведения записей предвосхищала принцип структуры гипертекста и URL.
За свою тридцатилетнюю карьеру Луман опубликовал 58 книг и сотни статей и достиг признания, завершив двухтомник «Общество общества» (1997). В этом труде была представлена радикальная теория устройства общества, которая спровоцировала бурные дискуссии в сфере социологии, философии, образования, политической теории и психологии.
За время жизни Лумана в каталоге накопилось 90 тысяч карточек. Число кажется внушительным, однако, примерные подсчеты показывают, что это всего шесть карточек в день.
Аренс в своей книге адаптировал основные принципы системы записей Лумана для современного автора и мыслителя.
Принцип 1: Письмо — это не продукт, а средство, с помощью которого осуществляется мышление
Письмо начинается не с чистого листа перед вами, а гораздо раньше — когда мы делаем пометки в ходе поиска материалов по теме.
Записи появляются как побочный продукт чтения, прослушивания или просмотра материала. Даже если у вас нет цели сочинить научный труд, это способ организации мышления и запоминания. Чтобы усвоить новую информацию, мы в любом случае пересказываем ее своими словами и где-нибудь записываем.
Как только мы проникаем в суть нового знания и вплетаем туда собственные ассоциации, нам легче уложить его в своей голове и оценить его весомость. При этом внешний источник, на котором мы фиксируем первичную интерпретацию, помогает нам не исказить ее и иметь возможность вернуться к своему прочтению.
Принцип 2: Пишите так, будто это финальная формулировка
Почувствуйте себя академиком и следуйте принципу: все, что написано — имеет значение. У теоретиков выработана привычка всегда формулировать свои мысли так, чтобы заметки были пригодны для публикации. Подобная практика, на самом деле, существенно экономит ваше время: так у вас под рукой все время будут тезисы, которые можно использовать для вставки в короткий текст о вашем текущем проекте, к примеру. Более того, это избавит вас от желания постоянно дополнять и пояснять собственные неудачные формулировки.
Когда у вас есть ясная цель (например, намерение позже опубликовать записи), письмо становится более сфокусированным и организованным.
Принцип 3: Никто не начинает с нуля
Один из самых вредных и несправедливых мифов о креативности — это мнение, будто творчество начинается с чистого листа.
Это убеждение укрепляется традиционной системой образования, которая учит нас линейному процессу написания текста: сначала придумайте тему, затем изучите материалы по теме, обсудите идеи с наставником, проанализируйте их — и придите к определенному выводу.
Но как вы можете выбрать интересующую вас тему, если ничего по ней не читали? Имеет смысл прежде всего погрузиться в изучение материалов, прежде чем сформулировать хороший исследовательский вопрос. И решение выбрать тот или иной источник для чтения также обычно предваряется размышлениями и предварительными знаниями. Правда в том, что творческий процесс весь состоит из постоянных переключений между чтением, анализом, размышлениями по теме, уточнениями предыдущих мыслей и так далее. Предварительный ресерч также требует конспектирования.
Никто никогда не начинает с нулевой отметки или концепций из головы
Постоянный сбор и ведение заметок поможет вам избежать линейного процесса написания произведения, он позволит вам видеть и создавать связи между разными источниками, идеями и темами.
Вы поймете, что новая техника прижилась и оказалось эффективной, когда обнаружите, что вместо мучительного поиска темы застали себя за попыткой остановиться на одной из нескольких волнующих вас тем.
Принцип 4: Продуктивность зависит от грамотного плана работы
Несмотря на то, что письмо — это не линейный процесс, обойтись без рабочего плана все равно не выйдет. План нужен, чтобы иметь четкое представление о том, зачем мы проделываем брейнсторминг, ведем записи по мере прочтения книги и т. д.
Письмо часто преподают как набор техник и инструментов — набросайте скелет текста, повторите основные тезисы, используйте яркие примеры и т. п. Каждый совет в отдельности имеет смысл, но без целостного видения структуры, соблюдение каждого из них скорее отнимет больше времени, чем принесет пользы.
Вот почему метод картотеки Лумана невероятно эффективен: он помогает видеть картину в целом и быстро менять структуру текста при необходимости.
Принцип 5: Стандартизация открывает дорогу креативности
Аренс обращается к аналогии с контейнерами для перевозки товаров по воде, чтобы продемонстрировать, как система ведения записей революционизировала процесс письма. Грузовые контейнеры упростили процесс погрузки и перевозки товаров — все продукты можно было загружать в одинаковые боксы, а не создавать большие свалки вещей на судне, как это было раньше.
Однако потенциал грузовых контейнеров был оценен по заслугам, только когда вся остальная цепочка поставок прошла через реформу. Как только вся система изменилась для внедрения контейнеров, международные грузоперевозки по воде достигли своего бума.
То же самое касается и заметок: да, мы все ведем записи, но чаще всего — хаотично, время от времени. Если представить, что записи подобны контейнерам, то ваши заметки станут эффективными, когда вы будете вести их по одной схеме. Единый формат упрощает процесс записи и каталогизации.
Принцип 6: Заметки — отличный способ получить обратную связь
Ничто не мотивирует сильнее, чем желание стать лучше в своем деле. А в этом вам поможет фидбек от более опытных коллег.
Карточки или короткие записи — удобный формат для быстрой критики. К тому же, такую обратную связь удобно всегда иметь под рукой и перечитывать.
Критика — это также полезный способ мышления, особенно когда вы анализируете работы предшественников. К примеру, читая книгу, можно поставить себе задачи: выписать три идеи, проанализировать две главы, проверить пять источников из эссе и т. д.
Принцип 7: Работа над несколькими проектами одновременно
Работа над несколькими проектами параллельно помогает по-настоящему оценить весь потенциал внешней «памяти».
Часто бывает, что мы читаем какой-нибудь источник, не зная, пригодится он для текущей задачи или нет. Даже если идеи из книги оказались не кстати в этот раз, они могут быть полезными в будущем. Выработав привычку всегда делать записи по ходу изучения нового материала, вы получите доступ к главным тезисам, не перечитывая всю книгу заново.
Кроме того, лучшие идеи нередко бывают неожиданными, так что есть шанс обнаружить внезапные связи между концепциями разных авторов, если всегда иметь основные тезисы из прочитанных книг поблизости.
Картотека Лумана — это метод мышления, а не энциклопедия
Принцип 8: Организация записей по контексту, а не теме
Классический способ организации предполагает разделение по темам и подтемам, однако это не самое эффективное решение. В какой-то момент подтемы будут становиться все более узкими, а вспомнить, как добраться до нужного материала в получившейся иерархии — все сложнее.
Гораздо удобнее распределять записи по контексту. При чем, это должен быть контекст, в котором вы сами видите этот материал. Чтобы его определить, задайте себе вопрос: «В связи с чем я хотел бы увидеть эту запись?»
Другими словами, вместо того, чтобы структурировать материал сообразно источнику, в котором он был найден, вы распределяете записи соответственно тому, какое место они занимают в вашей системе мышления и ассоциаций. В этом заключается существенное отличие каталогизации писателя от работы библиотекаря. Картотека Лумана — это метод мышления, а не энциклопедия.
Принцип 9: Всегда выбирайте самый интересный путь
Аренс отмечает: в большинстве случаев ученики проваливаются не из-за отсутствия таланта, а потому что им не интересен изучаемый материал.
Писатель также приводит примеры из истории науки, объясняя, что множество важных открытий произошло по ошибке или случайности. В науке мотивация ученого и его желание узнать причину того или иного явления играют ключевую роль.
Интересы могут меняться, но главное — иметь ключевую цель перед собой и стремиться приблизиться к ней как можно ближе, совершенствуя навыки и приобретая знания по пути.
Когда мы разбиваем процесс написания на небольшие шаги, получаем фидбек к каждому из них и всегда следуем за своим интересом, нам начинают сопутствовать неожиданные инсайты, и продвижение вперед кажется не таким сложным.
Луман никогда не принуждал себя к работе. Он занимался только тем, что ему давалось легко. Когда что-то не выходило, социолог просто переключался на другой свой интерес.
Принцип 10: Сохраняйте противоречивые идеи
Совершенно естественно, что в каталоге по методу Лумана могут накапливаться противоречащие друг другу и парадоксальные записи — и этого не стоит бояться. Вывести аргумент проще из диалога, обсуждений всех «за» и «против», а не следуя за мудрыми цитатами, находящимися в согласии друг с другом.
Ваш главный критерий сохранения записи — это насколько материал связан с предыдущими идеями и релевантен теме. Если мы сосредоточены на расширении контекста, противоречия и неожиданные дополнения — тем более ценны. Ведь они могут проявить новые точки зрения и спорные места. Это позволяет нам не быть чересчур бережными по отношению к своим первоначальным идеям и предположениям.
Аренс заключает: главное достоинство метода Лумана — в том, что он помогает нам постоянно расширять свои горизонты, сохраняя при этом верность собственным интересам и глубже погружаясь в контекст.