Как вузы поддерживают сильных и слабых учащихся. Светский опыт

Достижения студентов одного и того же вуза часто сильно разнятся: отличники учатся вместе с троечниками. Эта неоднородность может сильно демотивировать и тех, и других. Но и высокий отсев отстающих — не выход: вузу могут срезать финансирование. Часть университетов стараются подтягивать слабых студентов, не забывая поощрять сильных. Другая часть боится любых изменений и не борется за успеваемость.

Основные способы снижения академической неоднородности в вузах:

⠀⠀

Дифференцированный подход

Университеты по-разному распределяют студентов-троечников и отличников по группам. Это распространено на направлениях с большим приёмом — там, где без разделения учащихся не обойтись. Такая стратегия распределения выбрана преподавателями. Они применяют к «противоположным» группам разный подход, дают материалы разной степени сложности.

Сильных студентов выделяют в отдельные группы, чтобы поддержать их мотивацию и академическое развитие, а так же предотвратить разочарование и эмоциональное выгорание. Предположим, в группе — один суперталантливый студент. Если преподаватели видят, что он способный, то его очень грузят. За семестр он просто выгорает и уходит в академический отпуск, потому что больше так не может.

Сообучение: сильные стагнируют, слабые не растут

Нередко сильных и слабых учащихся объединяют в одну группу. Считается, что пример отличников мобилизует троечников. Однако эта практика может ударить по сильным ученикам. В таких пестрых группах больше внимания достается слабым студентам, а сильные переживают академическую стагнацию.

На некоторых факультетах больше слабых студентов, и сильные учащиеся, оказавшись в такой среде, постепенно сливаются с ней — понижают собственный уровень знаний.

В смешанных группах бывает, что внимание преподавателей направлено только на успешных учащихся. В этом случае разочаровываются и снижают результаты остальные студенты. Образовательный разрыв между учащимися усиливается.

Дообучение, рейтинги, льготы

Вузы пытаются улучшить успеваемость слабых студентов с помощью специальных курсов, которые должны восполнить пробелы в знаниях. Однако спрос на такие занятия низкий. Невозможно научить человека, который не хочет учиться.

Для стимулирования учащихся часто применяется рейтинговая система. Она учитывает разные достижения и призвана повысить успеваемость. Главное внимание привлекло влияние рейтинга на заселение в общежитие. Приоритет отдается первокурсникам с высокими баллами ЕГЭ, что многие студенты считают нечестным, так как у людей разная база знаний и подготовка. Студенты-гуманитарии говорят, что технарям легче, так как их чаще включают в число соавторов их научники, а значит, растёт рейтинг по науке, они получают преференции по общежитию. Таким образом, в восприятии студентов рейтингование — не самый надежный инструмент стимулирования учащихся.

Среди бюджетников и платников льготы и дополнительные возможности обычно получают первые. Для вторых главный стимул — возможность перевода на бюджет при повышении успеваемости.

Индивидуальная работа с отстающими

Вузы проводят профилактику неуспеваемости: трижды в семестр учащиеся проходят промежуточную аттестацию по каждой дисциплине. Для студентов с академической задолженностью есть шансы продлить сроки ее ликвидации в зависимости от причин отставания. Если вуз связан с предприятиями, которые платят студентам стипендии с условием дальнейшего трудоустройства, то эти работодатели также контролируют успеваемость.

Поощрение лидеров

Сильных студентов подключают к работе в научных проектах, выделяют наставника — сотрудника университета, помогающего интегрироваться в научные группы. Из успешных студентов формируют кадровый резерв, со временем устраивают работать в университет. Учащихся-лидеров информируют о возможностях академического развития: мобильности, стажировках и конференциях.

Договор о (не)вовлеченности

Многие вузы не стремятся что-либо менять к лучшему. Это «договор о невовлеченности», когда избегают перемен потому, что их последствия неясны. Институционально это поддерживается тем, что при отсеве больше 10% студентов вуз теряет в деньгах. При этом работа со слабыми студентами часто проседает, поскольку отдана отдельным преподавателям. Это пора исправлять и подтягивать троечников. Вузы должны обеспечивать получение нормального образования большинством студентов.

 

Сайт Кочубей-центр