Барбара Оакли, профессор, доктор технических наук, переводчик с русского языка, член совета Американского института медицинского и биологического машиностроения, автор популярного онлайн-курса «Учимся учиться» и книги «Думай как математик» даёт советы по организации учебного процесса.
В детстве Барбара ненавидела математику. Она получила диплом бакалавра славянских языков и литературы Вашингтонского университета и несколько лет служила в армии США переводчиком с русского языка. Однако в годы ее молодости более востребованной была профессия не переводчика, а инженера. В 26 лет Барбара снова отправилась в университет и вскоре не только освоила профессию инженера, но и получила докторскую степень по системотехнике — сложнейшей технической науке.
Мы попросили Барбару рассказать, что помогло ей преодолеть себя, перестроить сознание и блестяще освоить области знаний, к которым, как она считала, у нее совершенно не было склонностей. Она рассказала нам о нескольких приемах, которые можно считать универсальными и применять в обучении не только взрослых, но и школьников. Приводим некоторые из них.
Переключайте режимы
Наш мозг работает в двух режимах: сфокусированном (когда мы сосредоточены на решении какой-либо задачи) и расфокусированном (когда мы гуляем, ждем автобус, и в голове блуждают случайные мысли). Считается, что во время обучения всегда нужно быть сосредоточенным, но для эффективной работы полезно переключаться с одного режима на другой.
Ведь когда кажется, что мы ни о чем не думаем, наш мозг тщательно перерабатывает информацию. Именно поэтому порой величайшие открытия осеняют ученых во время сна или прогулки. Есть такая корреляция: чем громче идет обсуждение, тем выше оценки у учеников. Когда человек вступает в диалог, у него включается рассеянный режим. Поэтому во время занятий полезно дать возможность ученикам пообщаться, подискутировать.
Занимайтесь с перерывами
Заниматься лучше понемногу, но часто. Перерывы помогают переместить нужную информацию из рабочей памяти в долговременную, поэтому важно в промежутках между занятиями не гулять по Интернету. Лучше закрыть глаза или посмотреть в окно. Закрепить новый материал нужно через день, иначе он может стереться.
Мы пытаемся построить стену из кирпича: бетон – кирпич – бетон и т. д. и ждем, чтобы бетон застыл (так мы создаем нейронный фундамент для наших знаний). Если вы этого не сделаете, то основа будет очень слабой. Так же как спортсмен наращивает мышцы постепенно, так же и мозгу, чтобы создавать нейронные структуры, нужно время.
Так что в ночь перед экзаменом учить материал бессмысленно. Если и удалось что-то запомнить, то это временный результат. К тому же после ночной зубрежки человек может на экзамене впасть в ступор – забыть даже то, что знал. Это происходит из-за перегрузки оперативной памяти, так как ей нужно время, чтобы переработать информацию, переложить в долговременное хранилище и освободить место для новых знаний. А вот вспомнить перед сном то, что изучали днем, полезно. Это дает сигнал мозгу, что этот материал нужно запомнить.
Пересказывайте прочитанное
Многократное перечитывание параграфа учебника – долгий и неэффективный прием. Оказывается, когда материал находится перед глазами, создается иллюзия, что он есть и в нашем сознании, что мы его уже знаем, но это не так. Более продуктивный способ: после прочтения параграфа закрыть книгу и попытаться вспомнить все, что запомнили.
Старайтесь уловить главное, а потом уже добавляйте детали. Проделайте это упражнение еще раз. Это самый лучший способ учиться быстро и эффективно, так как припоминание ключевых пунктов формирует надежные нейронные «крючки».
Подтверждает этот тезис исследование, опубликованное в журнале Science, которое я привожу в своей книге «Учимся учиться»: студенты читали научный текст, а потом пытались вспомнить как можно больше содержащейся в нем информации. Затем они еще раз читали текст и вспоминали сведения из него. И каков же был результат? Практика и воспроизведение материала по памяти давали студентам больше знаний и на более глубоком уровне, чем любые другие подходы, включая многократное перечитывание текста или вычерчивание блок-схем с основными понятиями.
Проводите уроки на нестандартных площадках
Хороший эффект дают уроки в непривычной обстановке. Это помогает отвыкнуть от подсказок привычного окружения и не зависеть от них. Если регулярно проводить занятия в непривычной обстановке, становится очевидным, что ученик с легкостью вспоминает материал в любом месте, где бы он ни находился. Это часто бывает важно при сдаче экзаменов.
Отложите гаджеты и пишите ручкой на бумаге
Телефоны, планшеты, ноутбуки сегодня − верные помощники в учебном процессе, но не стоит забывать и о старой доброй ручке.
Когда ученик пишет ручкой, срабатывает его мышечная память и запоминание материала происходит намного эффективнее. Писать на бумаге более продуктивно для успешного обучения, чем делать заметки в ноутбуке.
О важности математики и о том, должно ли обучение быть легким
В конце беседы Барбара добавила:
Я думаю, что попытка сделать обучение интересным и даже веселым − это всего лишь современный вызов. Далеко не все предметы в школе могут преподаваться в игровой форме, и усвоение знаний не всегда происходит легко. Не будем дезориентировать учеников. Скажем правду. Учиться нелегко. Обучение требует упорства и усидчивости. Хороший учитель должен вдохновить учеников, чтобы они захотели преодолеть эти трудности. И он должен уметь объяснить сложный материал так, чтобы ученик его понял.
Я хотела бы посоветовать родителям все же обращать внимание на занятия математикой, даже если им кажется, что ребенок к ней не расположен. Математика серьезно развивает мозг и полезна для других задач. Я занималась со своими детьми математикой 20 минут в день. И несмотря на то, что дети порой сопротивлялись, не хотели решать задачки, мы вместе прилагали усилия и преодолевали это.
Моя старшая дочь ненавидела математику, но благодаря этим ежедневным 20-минутным занятиям она потом закончила медицинский факультет Стэнфорда. Изучение математики открывает двери для будущей успешной карьеры.