Что нужно знать, чтобы стать хорошим слушателем

Мы можем практически безоговорочно утверждать, что большинство людей не умеют слушать. Уши у них есть, и звуки они прекрасно воспринимают, но не знают, как эффективно использовать эти самые уши, чтобы слушать. Большинство помнит не более половины услышанного — и это в первые минуты после разговора. Через полгода в памяти остается всего 25%.

Как быть?

Все начинается с эмпатии, искреннего интереса к словам другого человека. Эмпатия включает три отдельных поведенческих паттерна. Во-первых, непосредственное восприятие информации — распознание вербальных и невербальных сигналов, которые подает собеседник. Затем обработка информации, когда мы извлекаем смысл из услышанного. И, наконец, ответ — подкрепление того, что сказал ваш собеседник. Подкрепить не значит согласиться со всем, что вы услышали, но, кивая, повторяя отдельные моменты из сказанного и т. д., вы показываете, что ничего не упустили.

Имеет смысл записывать главные пункты прямо в тот момент, когда вы их услышите. Существует простой приём: вертикальной чертой делите надвое страницу блокнота и слева пишите общие заметки, а справа — наиболее важные соображения. Это помогает и внимательно слушать, и выделять главное.

Признать свои недостатки. Может быть, вы человек легкий, общительный, настоящий экстраверт? Это прекрасные качества, но, скорее всего, слушать вы не умеете. Вам некогда — вы все время говорите сами. Или вы живете в постоянном напряжении, не выпускаете из рук смартфон, календарь перегружен. Все верно? Опять то же самое — невозможно слушать, когда вас отвлекает мерцание экрана и через пять минут надо бежать на новую встречу. Чтобы стать хорошим слушателем, нужно, прежде всего познать самого себя.

Обращайте внимание на ситуации, когда вы отвлекаетесь, постарайтесь понять, что именно вас отвлекло. Вы перестаете слушать, потому что торопитесь ответить? Или вы прислушиваетесь не столько к собеседнику, сколько к собственному внутреннему голосу? Невозможно внимательно слушать, когда думаешь о чем-то другом. Обнаружив помеху, просто сделайте пометку — не надо задумываться над проблемой, винить себя, а то вы так и не начнете слушать: просто переключите внимание снова на то, что говорит ваш собеседник.

Есть еще один фактор, мешающий человеку слушать: эмоции. Чувства помрачают восприятие. Обнаружив у себя эмоциональную реакцию, воздержитесь от оценок и поищите сначала факты, которые могли бы опровергнуть вашу позицию. Если настроить свой разум на поиск фактов и идей, доказывающих не только нашу правоту, но и наши заблуждения (свою правоту человек, как правило, доказать умеет), мы не так много упустим из сказанного собеседником.

Мы склонны «делиться» с огорченным или возмущенным человеком собственными эмоциями, а это значит, что мы не слушаем, а говорим. Или же мы кидаемся решать проблему (опять же говорим). Или же нам столько раз говорили: «Не надо решать проблему, просто выслушай меня», что мы замыкаемся и молчим, а в итоге бедолага опять-таки не получает сочувствия. Итак, лучший способ слушать человека, которому нужно выплеснуть эмоции, — это задавать вопросы», — пишет Марк Гоулстон, психиатр, автор книги «Я слышу вас насквозь». Помогите человеку выразить гнев и разочарование, и тогда он сам сможет разобраться в своих бедах. Спрашивайте его: «На что ты больше всего сердишься?», «Что тебя тревожит?» — и он увидит, что вы внимательно слушаете и в итоге вы доберетесь до источника проблемы.

Главная трудность процесса слушания: все мы думаем быстрее, чем говорим. Из уст вылетает примерно 125 слов в минуту, а нейрон успевает выстрелить до 200 раз в секунду (вот почему трудный разговор нужно переводить в замедленный режим). Дайте мозгу какое-нибудь другое задание, пока слушаете: записывайте ключевые мысли, присматривайтесь к невербальным сигналам, пытайтесь понять, о чем говорящий умалчивает, взвешивайте полученные факты.

Эффективность слова зависит не столько от того, кто говорит, сколько от того, кто слушает.  Прошли десятилетия, а это все так же верно. Многие люди так и не превратятся в замечательных ораторов. Но лучшими слушателями могли бы стать все мы.

Источник (с незначительными сокращениями): http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/navyki/p16038/#ixzz4EZCxel7Y