Регрессии — это возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста (слову, фразе, предложению). Чем чаще мы возвращаемся — тем ниже скорость чтения.
Непроизвольные или механические возвратные движения глаз могут вызываться различными причинами.
- Неуверенность.
Читающие с регрессиями – сознательно или подсознательно не доверяют своему пониманию прочитанного.
«Вернись назад, ведь ничего не понял»,— такие мысли возникают у читателя.
В случае если регрессии, вызваны ошибками восприятия или ограниченным словарным запасом – это нормально.
Но у некоторых читателей возникает чувство дискомфорта до тех пор, пока не будут перечитаны некоторые отрывки. Подсознательно читатель начинает все меньше и меньше доверять своей памяти, формируется подсознательный алгоритм: понимание и запоминание только после нескольких прочтений.
Это приобретает уже невротический характер и формирует устойчивую привычку, с которой необходимо бороться.
- Отсутствие внимания.
Читаешь, думаешь о чем-то другом. Когда внимание вернулось, то видишь, что смысл прочитанного (глазами, но не умом) потерян, — приходится возвращаться в исходную точку текста, где внимание было потеряно.
- Слабый словарный запас (Тезаурус).
При чтении часто возникают новые термины, непонятные слова. Если скорость чтения достаточно высокая, то «спотыкаешься» на этих словах, чувствуешь, что что-то упустил – приходится возвращаться.
Как видим все очень просто: убираем неуверенность, повышаем внимание и расширяем словарный запас. В результате избавляемся от ненужных регрессий. Примерно так рекомендуют стандартные методики школ скорочтения.
Но, не все так просто. Можно перепутать причину и следствие. Возвраты – это следствие трудностей в чтении, а не причина.
Трудности же в чтении, обусловлены в первую очередь — слабыми навыками нашего мышления.
Какими?
Логичность, аналитичность, активность, образность, системность и тд.
Во вторую очередь – это слабый словарный запас. Далее – внимание, отсутствие целей чтения и тд.
Поэтому можно конечно «заставить» глаза не возвращаться, используя различные упражнения. Но лучше работать не с глазами, а с развитием мышления и навыков чтения.
Развитие мышления – это сложный процесс. Поэтому использование упражнений на устранение регрессий тоже может принести пользу.
Хотя бы такую: раньше мы на это не обращали внимание. Возвраты осуществлялись автоматически на подсознательной привычке. Сейчас мы можем этим процессом управлять. Это уже повысит скорость чтение раза в два.
Итак, правило № 1 – читаем только вперед, без регрессий.
Определяем для себя такую установку. Никаких возвратных движений.
Помочь в этом могут различные способы.
- Чтение с помощью указки (палец, карандаш).
Этот метод используют в школе динамического чтения Э. Вуд, этот способ предлагает и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения» и еще многие другие.
Указка позволяет сконцентрировать внимание на тексте, а скорость движения указки позволит увеличить и скорость чтения.
Правда здесь речь не идет о понимании содержания прочитанного, но это следующий этап.
- Использование специального шаблона, который закрывает уже прочитанное.
Хотя исследования показывают, что если привычка возвратов устойчивая, то даже шаблон не исключает возврат глаз, которые по привычке движутся назад в надежде второго прочтения. Так что это уже подсознательная привычка, и здесь необходимо вырабатывать противоположную привычку – глаза только вперед.
Но не стоит максимизировать до крайности, иногда логические возвраты необходимы – чтобы уточнить мысль, но не ради самой привычки, обусловленной неуверенностью в понимании с первого прочтения.
Понимание прочитанного со временем придет, поэтому усилия будут не бесполезны.
- Чтение вслух.
Это тоже вариант устранения регрессий. Поэтому если скорость чтения вслух компенсирует время, затраченное на возвраты, почему бы не использовать иногда и этот вариант.
- Ограничение времени.
Можно прочесть страницу за 3 минуты, но можно ставить цель – за 2, 1 минуту. Это также способствует тому, что возвраты сократятся, ведь цейтнот требует каких-то изменений в действиях.
Медведев Николай.