Учитель, научи меня мыслить

Что мы делаем, чтобы научить предмету?

Учебный предмет — это не только информация, которую нужно усвоить, но и определённые навыки, которыми необходимо овладеть. Слушаем лекцию, выполняем упражнения на понимание, проверяем полученные знания, закрепляем их — вот, в общем-то, и всё. Образовательная программа заточена под определение основной базы знаний и последовательного её вложения в головы учеников с целью последующей проверки соответствия полученных знаний образовательным стандартам. Изучение предоставляемой в такой системе информации может иметь лишь одну мотивационную цель — получение оценки/успешная сдача экзамена/написание контрольной. Интерес к предмету в такой системе не подразумевается — если он и возникает, это скорее непрогнозируемый случайный эффект и следствие природного детского любопытства и склонности к познанию. Учебная дисциплина в этом случае оживляется лишь личностью, харизмой, личной увлечённостью учителя.

При простом подходе к усвоению учебной дисциплине действуют базовые стратегии:

  • механическое простое повторение (так запоминают падежи при изучении языка, химические соединения, физические законы, исторические даты)
  • использование простейших приёмов запоминания («Каждый охотник желает знать» или «Чтобы нам не ошибаться, надо правильно прочесть»)
  • ведение конспектов, упорядочивание их по темам, классификация материала по какому-либо признаку (по большому счёту — переработка материала из учебника и тезисное формулирование ключевых мыслей главы)

 

Что мы делаем, чтобы научить мыслить?

У Яна Амоса Коменского в книге «Избранные педагогические сочинения» приводится прекрасное определение слову «учиться» — стараться узнать, чего не знаешь, или постигать какую-нибудь неизвестную вещь при помощи вещи известной… Всё, чему мы учимся, должно быть: 1) единым (будь это что-нибудь короткое или длящееся), 2) истинным (истинно наполняющим чувства), 3) добрым (радостным или полезным).

Вот с критерием единства традиционная образовательная система справляется прекрасно. Что касается эмоциональной наполненности и пользы, большой вопрос педагогики состоит в том, насколько возможно создание и распространение эффективных и масштабируемых педагогических методов для создания благоприятной стимулирующей обучающей обстановки.

Беда в том, что учитель должен быть одновременно актером, полицейским, ученым, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учетчиком, руководителем и воспитателем, судьей и присяжным, властителем дум и составителем отчетов, а также великим магистром Классного журнала.

Из книги Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Когда мы узнаём что-то новое, мы неизбежно узнаём новое и о самом процессе обучения. Дать ученику возможность осознать себя познающим существом — вот та цель, которой мы придерживаемся, когда хотим «научить думать». Если традиционный директивный подход воспитывает когнитивные навыки — навыки работы с информацией, практику её организации и перевода в долговременную память, то подход прогрессивный акцентируется на метакогнитивных навыках — навыках стратегического мышления.

Когда мы хотим перевести знания с содержательного уровня на уровень стратегической, творческой, критичной обработки, мы используем уже не базовые техники работы с информацией:

  • вместо механического простого повторения фиксированной информации — выделение всех важных пунктов в тексте;
  • вместо приёмов мнемотехники — формирование аналогий, перефразирование, построение вывода, отслеживание связей между исходными посылками и выводом
  • выделение ключевой идеи материала, введённых в нём понятий, системная категоризация
  • самостоятельная оценка своей работы, внесение модификаций при необходимости для дальнейшего формирования учебной стратегии.

Что делает при этом учитель? Задаёт вопросы. Основное отличие от директивного подхода состоит в том, что учитель задаёт вопросы не после подачи учебного материала, а до или во время его изучения. Это не допрос с пристрастием, а сократовский диалог, который работает на основе нескольких простых принципов:

  • Дискуссия рождается из начальных основополагающих вопросов, которые определяют суть дальнейшей беседы. Это удочка, которую нужно закинуть. Например: «Я считаю, что школа не нужна, и всему можно научиться самостоятельно. Как думаете вы?»
  • На основе полученных ответов задаются направляющие вопросы, двигающие беседу дальше. Например: «Разве недостаточно учиться на примере других в процессе деятельности, как это делали подмастерья, осваивая ремесло?»
  • Всё сказанное участниками время от времени обобщается учителем, чтобы не позволять беседе выйти из русла. Например: «Да, порой есть вопросы, на которые не может ответить поисковик, но на которые мгновенно отреагирует человек»
  • Обязательно задаются заключительные вопросы, которые позволят участникам сформулировать выводы самостоятельно. Например: «Стоят ли наши сомнения в эффективности школы риска совсем её лишиться?»

Нам необходимо помнить о тех строительных лесах, которые учитель старательно возводит у фасада своего класса, с каждым разом позволяя ученикам забираться всё выше, заниматься всё более тонкой работой, а затем и вовсе оставляя здание без лесов — дальше новоиспечённые строители смогут проводить работы по реконструкции и восстановлению сами.

Когда же обучение директивно, мы возводим леса на глазах у бригады, но не позволяем им подняться наверх.

Источник newtonew.com