Занятие проводится по материалам книги У.Эко «Как написать дипломную работу».
Предварительная подготовка. За 3 дня до занятия группа получила задание прочитать первые 2 части книги (60 стр.). Студенты должны ориентироваться в прочитанном тексте и самостоятельно сформулировать 5-7 тем для написания дипломной работы.
Цель:
1. Показать на практике основные особенности и сложности с которыми встречается студент при выборе темы диплома (полученные знания распространяются на выбор темы любой исследовательской работы, от доклада и статьи до кандидатской диссертации).
2. Отработать навык выбора темы.
3. Показать связь темы и содержания, темы и методов работы, темы и объёма работы.
Проблема: Учащиеся впервые сталкиваются с необходимостью поработать над выбором темы при написании диплома. Они руководствуются эмоциональными предпочтениями (нравится – не нравится). Но выбор темы ( и её корректировка) один из важнейших этапов исследовательской работы. Чем раньше учащийся будет подготовлен к решению подобных задач, тем выше будет его образовательные результаты.
Ход занятия.
1. Предложить студентам перечислить пары противоположностей при выборе темы, которые использует У.Эко (в прочитанных главах).
Тема может быть:
компилятивная – исследовательская
обзор – монография
теоретическая – современная
Дополнить недостающие пары:
научная – политическая
историко-теоретическая – злоба дня.
2. Опросить студентов на предмет понимания перечисленных дилемм.
3. Студенты представляют свои варианты тем. Подобрать темы к каждой паре противоположностей.
4. Попробовать путем постепенного изменения в формулировках тем перевести их из одного полюса дилеммы в другой. Как вариант, можно сразу сформулировать «противоположную» тему, а потом подобрать ряд промежуточных.
5. Выполнить упражнения по определению, установлению «рамки» темы.
Менять название темы так, что бы она переходила от общего к частному.
Менять название темы так, что бы она переходила от частного к общему.
На каждом этапе изменений студент должен кратко объяснить, как изменится содержание работы по отношению к предыдущей теме.
Перемещение рамок (рамка темы это то, что её ограничивает: по времени, по территории, по возрасту, по принадлежности школе и т.д.) . Выбрать поле, область перемещения рамок.
Обсудить, что произойдет при накладывании нескольких рамок на тему.
Самостоятельный поиск/выдумывание рамок.
6. Упражнение на замену слов/элементов в теме.