Занятие индивидуального наставника с группой студентов. Выбор темы дипломной работы.

Занятие проводится по материалам книги У.Эко «Как написать дипломную работу».

Предварительная подготовка. За 3 дня до занятия группа получила задание прочитать первые 2 части книги (60 стр.). Студенты должны ориентироваться в прочитанном тексте и самостоятельно сформулировать 5-7 тем для написания дипломной работы.

Цель:

1. Показать на практике основные особенности и сложности с которыми встречается студент при выборе темы диплома (полученные знания распространяются на выбор темы любой исследовательской работы, от доклада и статьи до кандидатской диссертации).

2.  Отработать навык выбора темы.

3. Показать связь  темы и содержания, темы и методов работы, темы и объёма работы.

Проблема: Учащиеся впервые сталкиваются с необходимостью поработать над выбором темы при  написании диплома. Они руководствуются эмоциональными  предпочтениями (нравится – не нравится).  Но выбор темы ( и её корректировка) один из важнейших этапов исследовательской работы. Чем раньше учащийся будет подготовлен к решению подобных задач, тем выше будет его образовательные результаты.

Ход занятия.

1. Предложить студентам перечислить пары противоположностей при выборе темы, которые использует У.Эко (в прочитанных главах).

Тема может быть:

компилятивная – исследовательская

обзор – монография

теоретическая – современная

Дополнить недостающие пары:

научная – политическая

историко-теоретическая – злоба дня.

2. Опросить студентов на предмет понимания перечисленных дилемм.

3. Студенты представляют свои варианты тем. Подобрать темы к каждой паре противоположностей.

4. Попробовать путем постепенного изменения в формулировках тем перевести их из одного полюса дилеммы в другой. Как вариант, можно сразу сформулировать «противоположную» тему, а потом подобрать ряд промежуточных.

5. Выполнить упражнения по определению, установлению «рамки» темы.

Менять название темы так, что бы она переходила от общего к частному.

Менять название темы так, что бы она переходила от частного к общему.

На каждом этапе изменений студент должен кратко объяснить, как изменится содержание работы по отношению к предыдущей теме.

Перемещение рамок (рамка темы это то, что её ограничивает: по времени, по территории, по возрасту, по принадлежности школе и т.д.) . Выбрать поле, область перемещения рамок.

Обсудить, что произойдет при накладывании нескольких рамок на тему.

Самостоятельный поиск/выдумывание рамок.

6. Упражнение на замену слов/элементов в теме.