Цели занятия:
- Сообщить студентам об основных принципах и приёмах планирования времени с помощью ежедневника.
- Способствовать развитию у студентов навыков аналитического чтения.
- Привить практические навыки планирования.
- Зародить в студентах стремление к рациональной организации своего времени.
- Способствовать созданию в коллективе рабочей атмосферы.
Подготовка к занятию:
На текущем занятии студентам даётся задание – к следующей встрече прочитать 4, 5 главы и 2-е приложение книги Глеба Архангельского «Тайм драйв» и ответить для себя на вопросы:
- Как должен выглядеть лист ежедневника? Какие области он должен иметь?
- Сколько разделов должно быть в вашем ежедневнике?
- Какие ещё инструменты планирования могут быть использованы вами в ежедневнике?
- С какими видами задач вы столкнётесь? С помощью какого инструмента удобнее контролировать выполнение каждого вида этих задач?
- Какие ещё способы повышения эффективности планирования вы можете назвать? (результато-ориентированный список и т.п.)
- В чём должно вам помочь ведение ежедневника?
- Какие инструменты вам сейчас кажутся наиболее эффективными? Почему?
Ход занятия:
Этап первый: Тьютор по очереди предлагает указанные вопросы для обсуждения. Студенты начинают обмениваться мнениями. Первый, к примеру, начинает описывать лист ежедневника по Архангельскому так, как он его себе представляет. Тьютор спрашивает: все ли согласны с его описанием. Кто-то начинает дополнять, кто-то поправлять первого выступавшего. На практике оказывается, что студенты не вполне осознают идеи, которые хотел донести сам Архангельский, и поэтому не могут дать точное описание. Тьютор следит за их обсуждением, с помощью наводящих и уточняющих вопросов подталкивает студентов к нужному описанию, потом резюмирует предложения всех выступавших. В заключении тьютор сам даёт описание листа ежедневника, так как оно представлено у Архангельского, чтобы зафиксировать в сознании студентов чёткую картину «правильного» решения. Главное при этом подчеркнуть те идеи, которые стоят у Архангельского за конкретным предложением, чтобы было понятно, почему именно так, а не иначе он предлагает организовать лист ежедневника. Если прозвучали интересные идеи, отличные от идей Архангельского, можно на них тоже остановиться, поставить их, так сказать, «особнячком», но при этом обратить внимание студентов на то, как они могут быть полезны и почему.
Так проходятся все вопросы с обязательной фиксацией «правильного» ответа. Забегая вперёд, могу сказать, что никто из студентов в итоге не остановился в точности на той форме ежедневника, которую предлагал Архангельский. Каждый немного видоизменил его под себя. Но на первом этапе, пока у студентов отсутствует реальный опыт ведения ежедневника, кажется целесообразным не давать им большой свободы и настаивать на том, чтобы они опробовали сначала предложение Архангельского, а лишь потом уже переходили к «свободному творчеству». Главное, чтобы на этом этапе они усвоили хотя бы основные идеи планирования времени.
Второй этап: На ряде последующих занятий происходит обсуждение уже заведённых ежедневников, можно сказать «обмен опытом». Каждый делает небольшой доклад, в котором рассказывает о том, с какими задачами он столкнулся, как он пытался их запланировать, демонстрирует ежедневник и т.д.. Здесь уже допускается отступление от «правильной» формы ежедневника, если студент может объяснить, почему он его сделал. На этом этапе нужно побуждать студентов к взаимным расспросам, можно самостоятельно расспрашивать их. Главное, постараться создать атмосферу совместного решения проблемы организации времени. Можно поделиться личными проблемами в этой области, провести параллели с проблемами студентов, рассказать о своих попытках организовать время. Можно отмечать достоинства и недостатки предложенных студентами идей по организации ежедневника. Этот «обмен опытом» происходит до тех пор, пока активная работа над организацией ежедневника не будет закончена большинством студентов.
Это очень продуктивный этап. Во-первых, применяя теорию на практике, студенты начинают лучше понимать теорию. Если им на этом этапе напоминать об идеях Архангельского, они отзовутся на них «со знанием дела», лучше их поймут, запомнят и смогут оценить. Во-вторых, атмосфера поиска решения (если её удастся создать; у нас, к примеру, группа включилась в активную работу частично) сильно способствует развитию такого качества, как целеустремлённость. А развитие этого качества в студентах мне кажется одной из основных задач тьютора. В-третьих, работа в группе над решением общей для всех проблемы способствует сплачению коллектива. В нашей практике, это занятие было одним из тех толчков, которые способствовали развитию рабочих отношений внутри группы.