II. Основной целью проекта в 2013 году являлось качественное улучшение образовательного процесса в бакалавриате МДА. Для этого был создан штат наставников (18 человек) на подготовительном и первом курсах бакалавриата. За каждым из них была закреплена группа студентов. В рамках работы с курируемыми студентами были проведены следующие мероприятия:
1. Проводились консультации при написании учащимися письменных работ, в том числе сочинений-экспромтов:
- · выбор и согласование темы;
- · анализ подготовительной работы учащегося (библиография, план сочинения, промежуточные черновики);
- · проверка и корректировка текста;
- · обсуждение в группе, защита работы, рекомендации учащемуся.
2. Проводились индивидуальные беседы с учащимися:
- · выявление сложностей в обучении и пребывании в духовных школах;
- · разрешение конфликтных ситуаций;
- · содействие самоопределению учащихся с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- · контроль успеваемости;
- · решение прочих индивидуальных вопросов (прошения, послушания, возможные вопросы по службе в ВС, академические отпуска, здоровье, проч.);
3. Организация информирования учащихся:
- · круг литературы для чтения;
- · анонсы мероприятий;
- · представление книжных новинок, статейной библиографии;
- · семинар по методическому обеспечению учебного процесса в целом и написанию письменных работ в частности.
4. Апробация и внедрение новых форм работы тьюторов:
- · внеаудиторная работа с текстом;
- · соревновательный контроль знаний учащихся.
5. Организация практических занятий и экскурсий с целью ознакомления учащихся с формами работы, которые могут быть востребованы в приходской жизни (опыт приходов, центры творчества учащихся).
6. Обеспечение тьюторской деятельности, повышение квалификации тьюторов:
- · подготовка к проведению встреч с учащимися: подбор соответствующих материалов и проч.;
- · проведение тематических семинаров для тьюторов;
- · введение соответствующей текущей документации (журнал);
- · участие в служебных совещаниях: анализ тьюторского опыта и обмен соответствующими наработками, выработка предложений по усовершенствованию работы тьюторов, формирование отчетности, проведение анализа, выработка соответствующих рекомендаций;
- · опросы студентов, анализ обратной связи.
7. Информационное обеспечение работы тьюторов:
- · обеспечение общедоступности наработанных материалов;
- · отражение опыта тьюторской деятельности.
В отчетном периоде состоялся семинар наставников, который возглавил старший наставник Олег Анатольевич Суханов. В рамках работы семинара часть наставников выступила с докладами по актуальным проблемам наставнической деятельности, также, состоялась встреча индивидуальных наставников с доктором богословия, профессором иеромонахом Николаем (Сахаровым).
По окончании 2012/2013 учебного года наставники приняли участие в итоговом совещании, которое возглавил проректор по воспитательной работе игумен Вассиан. Каждому студенту подготовительного отделения была дана письменная характеристика. Каждый наставник письменно отчитался о проделанной за год работе.
Активно развивалось направление по организации культурной жизни студентов.
В первом полугодии состоялось 5 поездок: Московский Кремль, Донской монастырь, Оптина пустынь, Шамординский женский монастырь, Сретенский монастырь. Во втором полугодии 8 поездок – Таманский п-ов (2 смены), Бородино, концерт Православного солдатского хора при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, Ростов Великий, концерт Кубанского казачьего хора, Дивеево, Псково-Печерский монастырь.
Продолжала действовать воскресная Школа абитуриента МДА, выпускники которой в подавляющем большинстве успешно выдержали вступительные экзамены.
На официальном сайте Московской духовной академии работает подсайт «Тьюторы», где публикуется информация о деятельности тьюторов, ссылки на полезные сайты, книжные новинки, а также полезные для учебы книги.