Работая над упражнениями для индивидуальных наставников, понимаешь, что такие упражнения существовали всегда, у любого педагога, в любом учебном заведении. Надо только выделить их и приспособить под сегодняшние задачи. На память приходит родное нахимовское училище, вторая половина восьмидесятых. Всё серьёзно. Преподаватели отрабатывают по полной, руководствуясь простым принципом военной педагогики: «курсанта не надо жалеть, курсанта надо беречь». А что бы нас сберечь, нас надо было гонять и в хвост и в гриву. Они прекрасно понимали, что в учебном процессе есть масса информации, которая обязательна для дальнейшего усвоения программы: это формулы, определения, законы, решение типовых задач (т.е. комбинация формул), даты и прочее. Эту информации надо просто знать, т.е. выучить наизусть, что бы понять более сложный уровень. Причем, знать надо так, что бы от зубов отскакивало. Иначе будешь вспоминать, замешкаешься и задержишь других, а это преподавателю не нужно. Но сам учебный процесс не сводится к усвоению только этой базовой информации.
Тогда, вполне справедливо, полагали что то, что можно выучить наизусть, нужно быстро выучить и идти дальше. В такой зубрёжки особой чести не было, это было просто условие дальнейшего движения. Тратить драгоценное время урока на опрос базовой информации не считалось нужным. Но контроль то нужен! Так родилась знаменитая в училище «Ленточка». За этим легкомыслием словом скрывались многие часы труда, преодоление своей неуверенности и страхов, избавление от дешевой бравады и обретение уважения к небольшим победам.
В чем же заключается идея «ленточки»? Всё гениальное просто: надо быстро письменно ответить на вопросы преподавателя. В чем фишка? В условиях. Для ответа на один вопрос давалось не более 5-7 секунд. Пять минут – около 40-45 вопросов. Ты сам выбираешь что писать. Хорошо если это вопрос о формуле по физики, а если преподаватель спрашивает о причинах неудачи наступления красной армии под Харьковом (писать больше)? Списывать практически невозможно. Время рассчитано таким образом, что можно успеть, только записать, то что знаешь. Промедлил, перевел глаза на шпору – пропустил следующий вопрос. Понятно, что если в ленточку входило 30-40 вопросов, то для подготовки давалось 120-140. Преподаватель мог дать варианты. Пять ошибок это двойка, т.к. вопросы простые.
Я видел как такие ленточки «нокаутировали» золотых медалистов из столичных школ. Подготовка к ленточке требовала работы над собой, а не примерного поведения и исполнительности в условиях избытка времени. Заодно тренировали скорость принятия решения и умение делать выбор.
Ленточка проводилась за 5 минут до конца урока. По звонку преподаватель просто шёл по ряду и собирал работы. Если ты не протягивал свой лист с ответами, то получал двойку. Часто ленточка оценивалась по двух бальной системе: либо два, либо допуск к следующему этапу. Подготовиться к ней просто выучив материал, было невозможно. Нужно было тренироваться на скорость. После таких тренировок материал оставался в голове надолго. Вот как-то так.