Постановка вопросов это один из самых доступных познавательных инструментов. Возможно, благодаря этой доступности, он несправедливо обойден вниманием педагогов. Задавать вопросы надо учиться и учить. Грамотно и вовремя поставленный вопрос подталкивает к решению проблемы, разрушает неумелую аргументацию, указывает на глубокое понимание материала.
- Упражнение «Составления вопросника к тексту».
- Цель: показать роль вопросов в работе с текстом. Разобраться с типами вопросов и особенностями использования вопросов каждого типа.
Обрабатываемые навыки.
Формирование познавательной активности через постановку вопросов.
Самостоятельное обнаружение /составление алгоритма решения учебного задания.
Обнаружение связи между текстом и вопросом; между формой вопроса и ответом.
- Ход упражнения.
Учащемуся даётся учебный текст с достаточно высокой информационной нагрузкой (для этих целей хорошо подходят статьи из энциклопедий или справки).
Задание:
Внимательно прочитать текст. Задать 10-15 вопросов к тексту. Записать эти вопросы.
После выполнения этого этапа учащийся получает задание аналогичное первому: задать письменно ещё 15 вопросов.
После выполнения второго этапа, опять следует повтор: задать ещё 20 письменных вопросов. Таким образом, студент формулирует 50 вопросов.
Дальше учащийся должен сгруппировать вопросы в несколько блоков, объяснив на основе каких критериев, он сгруппировал вопросы. Далее он записывает критерии и даёт название каждой группе вопросов.
Из всех вопросов учащийся выделяет группы и отдельные вопросы, которые бы подошли при определённой доработке, для целого ряда текстов.
На основе отобранных вопросов выстраивает алгоритм. Ищет пробелы в алгоритме и заполняет их вопросами.
- Примечания.
Постановка вопроса это всегда точка зрения, ракурс. Это движение от известного к неизвестному, именно вектор этого движения наиболее ценен, он указывает направление решения задачи. Первые вопросы учащийся ставит легко, но все они носят поверхностный, можно сказать, очевидный характер. Когда он снова получает задание на постановку вопросов, то видит, что выполнить его значительно труднее. Желательно, параллельно осуществлять небольшой разбор вопросов, заданных студентом: Почему он так сформулировал свой вопрос? Можно ли сформулировать по-другому? Что это даст? Как связан новый вопрос с другими? Как связан ответ на вопрос с другими ответами? Как студент оценивает свои вопросы? Какой из них самый сильный, какой самый слабый? Почему?
Желательно, что бы учащийся увидел логику вопросов. Для этого попросите разместить вопросы в порядке очерёдности (такой подход может помочь ему разбить вопросы по группам). Студент должен объяснить: почему он выбрал такой порядок вопросов, есть другие варианты, что изменится, если выбрать их?
Пусть студент попробует составить план текста, используя только свои вопросы. Возможно ли это? Если не получается, то пусть объяснит почему.
Выполняя это упражнение, вы увидите, что оно обладает большим потенциалом для дальнейшего развития. Главное опыт, фиксация новых идей и их проверка.
in-nastavnik.ru