Групповые занятия являются важнейшей формой работы наставника.
Небольшой состав группы позволяет сочетать индивидуальную работу с плюсами работы в коллективе. Особенно это важно при организации дискуссии, устной аргументации, обработке навыков устного выступления, внесения в занятия соревновательного элемента.
При разборе письменных заданий все участники группы могут слышать замечания, сделанные их товарищу. Бывает так, что последние 2 человека уже могут самостоятельно перечислить недостатки своей работы и указать пути их устранения. На групповых занятиях можно поручать учащимся разобрать работу товарища, или последним студентам самим разобрать свой текст.
Основным видом работы на групповых занятиях является работа с текстом (в большинстве случаев написание текста).
Уместно сразу разделить эту работу на две основные составляющие. Критерием деления является степень включенности авторских взглядов и мнений в работу. При написании текста тьютор должен четко разделять написание эссе и реферирование. В эссе максимально выражена позиция автора, его самостоятельное мышление и аргументация. При реферировании на первый план выходят такие навыки, как умение выделять главное, четко и кратко передать содержание чужого текста, используя ограниченный набор приемов, умение значительно сократить текст без потери важной информации.
Работа с этими двумя частями различна. На первых этапах можно посоветовать больше внимания уделять реферированию.
Сами групповые занятия разделяются на два типа: 1) Весь цикл написания проходит непосредственно на занятии 2) Цикл растянут на неделю
- Рассмотрим первый этап.
- Тема объявляется на занятии
- Желательно озвучивать несколько тем чтобы создать ситуацию выбора
- Можно предупредить о теме заранее, если написание требует осведомленности в достаточно сложных областях или знание большого количества фактического материала
- Возможен и желателен подбор темы, предполагающей несколько точек зрения на проблему. Студенты выбирают не тему, а одну из точек зрения. В этом случае разбор текстов легко превратить в полемику по теме, что придаст студентам дополнительный стимул (особенно при устной защите)
- Составление краткого плана. Парадоксально, но пренебрежение выполнением этого самого легкого этапа работы представляет главную ошибку студентов. «Тема не раскрыта», «ответ на другой вопрос», «уклонение на второстепенную тему» – все эти ошибки вытекают из пренебрежения к составлению плана.
Наставник должен приучить своих студентов, что составление плана – это графический способ организации мыслительного процесса и постоянно требовать использования этой практики. - Написание текста. На само написание можно отвести от 25 до 40 минут в зависимости от сложности темы и возможностей тьютора.
- По окончании выделенного времени студенты по очереди устно представляют свою работу. Это дает им возможность несколько отшлифовать написанное, придать своим мыслям более выразительную форму. При ответе товарища остальные не дописывают свою работу, а внимательно слушают, так как тьютор может попросить их дать характеристику услышанному, найти слабые стороны и недостатки. Автор текста имеет право на ответ (это помогает ввести элементы полемики). Если тьютор посчитает нужным, то может дать задание по доработке текста самостоятельно, после занятия.
Естественно, у рассмотренного нами типа занятия есть как плюсы, так и минусы.
К минусам относится то, что академическая наука работает с текстами значительно большего объема.
Плюсы:
- Отсутствие плагиата, полная самостоятельность
- Мгновенная обратная связь: написание – разбор – корректировка
- Учащиеся, проходя весь цикл работы, получают более полное видение рабочего процесса, яснее понимают связь между его элементами
- Быстрый разбор ошибок не позволяет им закрепиться на практике, а небольшой объем проделанной работы способствует безболезненному отказу от неудачного решения
- «Короткий» текст сейчас широко востребован в журналистике, публицистике, да и в науке он находит все большее применение
- Частота написания подобных работ позволяет совершить все возможные ошибки в «тренировочном режиме» без серьезных последствий. Современный студент, как правило, воспринимает полезные рекомендации только после того, как на практике несколько раз допустит ошибки, пренебрегая этими советами.
- Рассмотрим ситуацию, когда процесс растянут на неделю
Выбор и обсуждение темы проходят более глубоко и детально. Тьютор осуществляет сопровождение написания текста на протяжении всей недели на индивидуальных консультациях. Студент пишет текст, самостоятельно распределяя свои усилия.
На групповом занятии осуществляется разбор. Оно практически приближается к индивидуальному. Группа может заскучать. Это минус. Также к недостаткам можно отнести возможность банального списывания работы, а также обмена мнениями между студентами в период написания, если у них одна тема, что приведет к потере индивидуальности.
Возрастает временная нагрузка на студента. Также растет «цена» ошибки.
К плюсам можно отнести академичность и фундаментальность такой работы. Занимаясь подобным образом, студент развивает у себя такое полезное качество как целеустремлённость.
Понятно, что недостатки тех или иных занятий являются продолжением их достоинств. Задача тьютора – грамотно скомбинировать варианты.
При проведении письменных работ (выбор темы, оттачивание стиля) необходимо как можно раньше вывести работы на практический уровень, т.е. на уровень, когда возможно использование написанного текста на практике: публикация на сайте, доклад на конференции или семинаре, часть семестрового сочинения. В этом случае мотивация студента будет поднята на совершенно другой уровень.