Типовое занятие. Фиксация опыта.

«Фиксация опыта» одна из типовых форм занятий. На любом этапе обучения эта форма полезна как для учащихся, так и для тьютора.

Небольшое отступление. Фиксация опыта, точнее её отсутствие, одно из слабых мест в современном духовном образовании. Вспомните есть ли в Вашем учебном заведении в доступном виде обобщенный опыт сдачи экзамена, прохождения семестра, написания диплома? Не рекомендации «как должно быть», а именно опыт «как было»? Как правило он отсутствует.

Еще хуже обстоят дела у отдельно взятого студента. Он идёт от одного года к другому не анализируя ошибки, не ставя целей, не распределяя свои силы. Поэтому любые усилия тьютора в этом направлении дадут хорошие результаты.

Фиксация опыта  – прекрасная тема для занятия тьютора и группы. Рассмотрим реальные занятия.

Группе 3-го года обучения (2-й курс бакалавриата) было дано задание: каждому студенты подготовить устную презентацию своего опыта обучения на первом семестре. Студенты должны выделить значимые моменты образовательного и личного опыта, выявить ошибки которые допустили во время учёбы, определить какого рода информация может облегчить прохождение семестра.

Характеристика занятий:

1)                      Количество элементов заслуживающих фиксации колебалось от 6 до 15.

2)                      Студенты проявили высокий уровень интереса, обсуждая выступления товарищей и внося дополнения в свои (уже прошедшие) выступления.

3)                      На одно выступление приходилось по 20 минут времени. Данная тема заняла 3 полноценных занятия.

4)                      На втором этапе тьютор делает «выжимку» из полученной информации. Происходит совместное обсуждение и последующая коррекция текста.

5)                      В итоге получаем информационный продукт вполне приемлемого качества сделанный студентами и для студентов.

 На 5 пункте стоит остановиться подробней. На опыте мы убедились в огромной пользе нацеленности на результат, который можно закрепить в любой форме и использовать в блоге, на сайте, в печатном виде. Такой текст можно подвергнуть дальнейшей обработке, довести до полноценного методологического кейса, передать другим группам. Результат-текст даёт возможность вести вокруг него полноценную информационную и педагогическую работу.

При определенных навыках можно фиксировать опыт прохождения  любых элементов образовательного процесса. Вот их приблизительный перечень:

– сдача экзамена

– семестровое обучение

– произнесение проповеди

– написание сочинения

– организация самоподготовки

– чтение книги

Фиксация опыта «небольших» форм, таких как чтение книг, организация самоподготовки, написание сочинений, позволяет очень быстро обнаруживать и исправлять ошибки, вырабатывать наиболее оптимальную стратегию для достижения результата.

Именно работа с опытом позволяет с первых же занятий придать работе со студентами индивидуальный характер, что является сильной стороной тьюторства.

Для удобства, можно разработать специальные формы (бланки, дневники, таблицы) но это уже другая тема.