Задание: Учащиеся должны подготовить письменное эссе на тему «Как обличить ложь» и устно защитить свою работу.
При работе над текстом, на первом этапе, все студенты придерживаются ошибочной стратегии:
1) Перенос потока сознания на бумагу;
2) Стилистическая обработка;
3) Оформление плана на основе полученного текста.
Получается перевернутая последовательность действий. Такой подход ведет к типовым ошибкам: в выступлениях очень мало конкретных ответов на вопрос «как обличить ложь?».
На 4 выступления пришлось 2 ответа:
1)Это последовательность, указанная Спасителем: обличи наедине, при свидетелях, расскажи Церкви;
2) Перед обличением – помолись; обличай, если это приведет к исправлению.
При разборе ошибок было указано на необходимость определиться с конкретными ответами на вопрос «как»? Эти ответы будут каркасными элементами выступления, на них пишутся тезисы, они являются пунктами плана. В рассматриваемом случае именно ответы составляют смысловую ценность. Их чёткая формулировка ведет к усвоению текста. Обратная сторона: именно нахождение смыслов необходимо для понимания текста, его правильному реферированию и конспектированию.
В ходе обсуждения прозвучала мысль, о том, что мы учились структурировать текст, мысли, а вот самих мыслей маловато. Эта «недостаточность» мыслей является ключевой проблемой: мыслительный навык появляется медленно, складываясь из собственных исследовательских усилий, усвоения чужих мыслей (усвоенная чужая мысль становится своей) и из выявления проблематики путём постановки вопросов.
При низкой смысловой нагрузке выступающие наполняли текст вводными предложениями, пояснениями, повторами. Это приводило к размытости, нечеткости текста. Интерес к выступлению у слушателей быстро терялся. Часто информационные и смысловые проблемы заполнялись эмоциями.
Общая ошибка: никто не тренировался выступать. Устную речь перед аудиторией студенты не воспринимают как отдельный навык. Необходимость выступить перед аудиторией вносит определенную суету и напряжение. Студент, даже при хорошей подготовке по теме, предпочитает прочитать свое выступление или свести его к разговору в кругу хорошо знакомых собеседников. Навыки устного изложения материала у современных выпускников школ сведены к нулю.