о шести принципах воспитания учёного, да и вообще любого профессионала

Автор Валерий Митрофанов — доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики колебаний физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

 

Американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.

 

Два года назад Брагинского не стало, но он всё же застал тот день, когда были зарегистрированы гравитационные волны. Он был и моим учителем. Вообще, он основал в МГУ собственную школу теоретической и экспериментальной физики.

 

Часто вспоминаю, как Брагинский учил меня и моих сверстников.

 

Я даже попытался сформулировать основные принципы его научной школы — стараюсь их поддерживать на факультете. Это такие базовые вещи, которые, на мой взгляд, могут помочь в воспитании, причём не только физика, но и успешного профессионала в любой другой сфере, даже не связанной с наукой.

 

Первый принцип: нужно уметь ясно выражать свои мысли, доносить их до адресата чётко и максимально понятно. Не изложишь ясно результаты своего эксперимента — считай, его и вовсе не было. Владимир Борисович прекрасно писал статьи. Как он учил нас этому? Статью начинает меньшой балда, студент то есть. Чтобы никого не обижать, пусть это буду я в ученические годы. Вот приношу я свою работу Брагинскому и говорю: «Написал». Ну, он, понятное дело, сначала покритикует. Иногда в очень жёсткой форме. Но потом, вопреки ожиданиям, он не говорит: «Иди и перепиши с учётом моих комментариев», а берёт и пишет сам. Ему было важно, чтобы студент увидел свою работу в сравнении с работой профессионала. Ученик потом быстро понимает — сверяет предложения и видит, что он не сумел выразить, что раскрыл не так.

 

Из этого вытекает второй принцип: учить лучше всего на личном примере. Несмотря на свой статус, Владимир Борисович никогда не переставал сам заниматься наукой, он делал все расчёты по экспериментам. Далеко не каждый физик, сделав себе имя и завоевав авторитет, остаётся действующим учёным. Такой подход — обучение на личном примере — хорошо работает в жизни. Мне кажется, только так и можно научить подрастающего человека поступать нравственно и благородно — совершая нравственные и благородные поступки у него на глазах.

 

Третий принцип: ни в коем случае нельзя обманывать себя! Рассмотрим для примера такую ситуацию. Учёный получает интересный и важный результат, который хорошо вписывается в определённую гипотезу. Естественно, что он хочет как можно быстрее опубликовать его, поделиться с коллегами. Но на этом этапе нужно быть осторожнее, нужно критически относиться к своим результатам, всегда подвергать их тщательному анализу, всевозможным перепроверкам.

 

Так было с первой прямой регистрацией гравитационных волн детекторами LIGO. 14 сентября 2015 года учёные увидели сигнал с характерной формой. Она, казалось бы, не оставляла сомнений, что сигнал именно от слияния чёрных дыр. Но только в конце января 2016 года после многочисленных проверок исследователи из LIGO убедили себя, что это не влияние случайных факторов, не артефакт, и послали статью об этом открытии в журнал Physical Review Letters.

 

Четвертый принцип: нужно браться за задачи, которые в настоящее время кажутся неразрешимыми. Брагинский считал, что только так можно подогреть интерес, научный азарт и обеспечить постоянное развитие. Одной из его любимых задач была следующая: как создать такие условия (и возможно ли вообще их создать), при которых поведение обычного макрообъекта, например кирпича, описывалось бы законами квантовой механики.

 

Пятый принцип: каждый твой собеседник — полноправная личность. Даже если ты взрослый и авторитетный, ты должен уважать младшего, признавать мнение студента. В школе я был отличником и мало спорил со взрослыми, но с Брагинским спорил, он сам это поощрял. Я ему говорил: «Это не получится». Он отвечал: «А почему? Докажите расчётами». И очень часто он был прав.

 

Я очень стараюсь культивировать эти принципы на факультете. Раскрою один секрет — эту хитрость, кажется, применял и Брагинский в отношении нас, своих учеников. Иногда, чтобы пробудить интерес к теме, нужно подкинуть неправильную идею, такую, чтобы у ученика возник диссонанс, желание поспорить и предложить свою идею, которая на самом деле окажется верной. Но это будет его верная идея! Студент будет с удовольствием с ней работать.

 

И, пожалуй, последний, но не менее важный принцип: никогда не впадать в эйфорию. Даже если правильно что-то решил, эксперимент получился — всё равно нельзя. Это категорически запрещено!

 

Я бы даже сказал, запрещено природой. Потому что от великой радости ты расслабляешься. А физика — это строгая наука. Это сложные системы, установки, на которые влияет множество факторов. Когда человек уж очень сильно радуется, он становится невнимательным, не учитывает все факторы и изменения — и всё может пойти насмарку. Но если так случилось, впадать в отчаяние тоже нельзя. Настоящий учёный никогда не теряет головы.

 

Источник журнал «Кот Шрёдингера»