Мотивация к получению высшего образования и ее структура

Психолого-педагогические исследования 2019. Том. 11, № 2. С. 43–57
Мотивация к получению высшего образования и ее структура

Крушельницкая О.И., кандидат психологических наук, психолог, доцент кафедры психологии управления Московского государственного института индустрии туризма, Москва, Россия
Полевая М.В., кандидат психологических наук, Заведующая кафедрой «Управление персоналом и психология», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, m-v-p@list.ru
Третьякова А.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин, ГАОУ ВО Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича, Москва, Россия, antoninat@list.ru

Аннотация

Исследовались особенности мотивации получения высшего образования, ведущие мотивы, мотивационная структура. Актуальность исследования определяется влиянием особенностей мотивации на успешность учебы и последующей работы. В исследовании принимали участие студенты первых курсов 12 вузов разных регионов России. N = 559. Использован метод прямого ранжирования. Для оценки относительной значимости мотивов использован анализ таких показателей центральной тенденции, как медиана, мода и среднее арифметическое. Для выявления структуры мотивации к получению высшего образования был использован корреляционный анализ и кластерный анализ. Мотивация к получению высшего образования определена как дальняя, внешняя по отношению к учебной деятельности, антиципирующая мотивация. Наиболее значимыми мотивами являются мотивы обеспечения материального благополучия в будущем, профессионализации, самореализации. Структура мотивации включает два кластера мотивов, которые группируются вокруг мотивов материального благополучия и самореализации, и обособленный мотив профессионализации. Мотивы первого кластера можно обозначить как мотивы социализации. Мотивы второго кластера можно обозначить как мотивы индивидуации.

Текст на сайте Портал психологических изданий PsyJournals.ruhttp://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n2/Krushelnitskaya_et_al.shtml