Все чаще возникает типовая ситуация: подбегает какая-нибудь добрая тётечка, в образе важного администратора и бодренько так, скороговоркой: «Олег Анатольевич, вы можете прочитать нам лекции по методологии. Это же очень важно, очень нужно, очень, очень. Просто необходимо знать как вести конспект, как готовится к экзаменам, как читать тексты и работать с информацией…» Дальше скорость речи превышает скорострельность АК-630, и я перестаю улавливать смысл. И все в том же духе. На мой вопрос: «О каком курсе идет речь?» обычно даётся ответ: «Это очень хорошие студенты. Выпускники». Преодолевая недоумение, спрашиваю о количестве лекций. Ответ – «одна» озадачивает ещё больше.
Раньше я пытался что-то объяснить о несоответствии поставленных задач и имеющихся ресурсов, а теперь просто говорю: «Этого времени слишком много. Суть я умещу в 1-2 минуты, плюс объяснения минуты 3-4. Вообще 5-7 минут мне вполне хватит». Тут обычно темп речи падает и на меня смотрят глаза, в которых угадываются сложные мыслительные процессы разбавленные недоумением в пропорции один к одному.
«Это как?» – спрашивают меня.
«Я знаю формулу методологии» – нарочито небрежно отвечаю я.
Рейтинг уважения делает резкий скачек вверх.
Вообще, когда я захожу в аудиторию, и вижу студентов, я понимаю, что они ожидают заполучить что-то среднее между формулой любви и Пушкинской «тройка, семёрка, туз».
Я всячески поддерживаю эти счастливые ожидания, заявляя, что сейчас я напишу формулу, которая позволяет получить прекрасное образование, независимо от преподавателей и учебного заведения. Это не забывается.
И вот, на этой волне всеобщей нездоровой эйфории, на доске появляется заветная формула
50+3+2=55
Упреждая шорох вопрошания сразу поясняю:
50- это количество прочитанных в день страниц специальной литературы.
3- это количество страниц по специальности написанных учащимся за день.
2- это количество минут ежедневного устного выступления по специальности в день.
55- это скорее символ успешной учебы, при условии выполнения требований левой части примера.
Дальше идёт типовой набор эмоций, вопросов, реплик.
Но знаете, что интересно, люди практически не видят, что «формула» – это, скорее, шутка, которая отражает нелепость запроса на короткое обучение. Самое главное эта формула очень хорошо врезается в память. И теперь если я на слова «помните, Вы у нас лекции по методологии читали», всей своей мимикой показываю что «нет, не помню», я часто слышу слова: «ну как же: 50+3+2, помните?». Вот я и думаю, может это и есть настоящая формула методологии?