Краткая характеристика некоторых форм письменных работ, используемых при работе индивидуальными наставниками

1. Эссе – биография. Вы задаете написать небольшое сочинение о себе. Необходимо отметить, что биографические данные сами по себе не важны. Студент пишет о том, что считает в своей жизни, в своем характере самым важным.

Цель: познакомиться с человеком неформально; посмотреть его самовосприятие и расхождение его самовосприятия с обычной биографией; сразу начать приучать к постоянной практике изложения своих мыслей. При защите этих эссе нужно попросить студента кратко изложить свою обычную биографию. Это поможет учащимся быстрее узнать друг друга.

2. Эссе – планы. Тема: «Что ты хочешь получить за этот год обучения?» Пояснить, что студент должен связанно изложить свои желания, аргументировать их. Отметить, что речь идет не только об области учебы, возможно затрагивать любые важные для него сферы (какие – не уточнять, это поможет выявить «актуальные области» учащегося, а также «белые пятна», где он себя еще никак не позиционирует).

 При защите эссе, Вы даете следующее задание: написать, что конкретно студент будет делать для достижения своих желаний и в какое конкретно время. То есть Вы пытаетесь подтолкнуть его к началу процесса перевода его абстрактных («идеальных») желаний в область личной ответственности и планирования.

3. Методологическое эссе. Вы просите описать недостатки при подготовке и сдаче экзаменов. Что они делают не так? Где ошиблись? Можно отметить, что желательно указать положительный опыт и удачные находки. Можно «намекнуть», что желательно описать их состояние.

Скорее всего большинство отметят неоправданное волнение, причем укажут (в эссе или при обсуждении), что если бы знали, что все так будет, то не волновались бы. При обсуждении можно поддержать эту линию («волноваться не надо»), а потом перейти на обсуждение волнения — можно ли «не волноваться»? Как этого достичь? Могут ли они «велеть» себе не волноваться?

Плавно перейти к предварительной подготовке. показать им, что некоторые факторы они вряд ли могут контролировать (например значительность события), а вот уверенное знание материала (это в их силах) позволяет значительно снизить волнение.

Результаты эссе по указанной теме могут быть  важны при разработке программы дистанционной подготовке абитуриентов (необходимость такой работы уже рассматривалась). Поэтому отдельно запишите свои соображения и идеи по этим вопросам. они пригодятся.

4. Эссе по заданию на лето.

Книга Поварнина «Как читать книги». При первой встрече сообщите, что по этой книге будет эссе и обсуждение. Спросите, кто прочитал, а кто нет. Напомните, где найти текст (Сайт МДА, раздел «Тьюторы»)

Темы можно подобрать самостоятельно.

Примеры:

1). Взгляды Поварнина на процесс чтения.

2). Типы читателей. К каком из них я отношусь?

3). Смысл чтения в образовательном процессе и вне его.

4). Понятие «аргумент» в работе Поварнина.

Темы эссе позволят вам затронуть важнейший вопрос о чтении. При обсуждении отметьте, что читать придется много. Подведите к мысли, что добиться хороших результатов можно при реальной  информации и контроле. Посоветуйте вести дневник чтения. Постарайтесь, чтобы студенты сами определили, что в таком дневнике можно фиксировать.

Постарайтесь, чтобы результаты обсуждения эссе и книги были зафиксированы в виде кратких рекомендаций читателю. Наберите, распечатайте, раздайте их своим подопечным. Договоритесь с другим тьютором, с другой группой – сравните результаты (можно сделать это на отдельном занятии), исправьте обнаруженные недостатки. Сделайте свои «памятки» еще лучше.

in-nastavnik.ru