Классика как понятие.

 Информация для тьютора. Ирина Савельева доктор исторических наук, директор ИГИТИ, профессор кафедры истории идей и методологии исторической науки факультета истории ВШЭ. Продолжительность видео 12 минут. Есть сопровождающий текст. http://postnauka.ru/video/7763 Обратить внимание учащихся на то, что рассматриваемое понятие достаточно часто встречается в текстах и используется ими при написании работ. Отметить необходимость учитывать, что содержание этого понятия достаточно часто изменялось.

 

Классику можно представить в виде списка. Список имеет свои характеристики 1) он изменяется, 2) он неполный, 3) не окончательный, 4) нет консенсуса по составу.

Классика как понятие использовалось уже в античности, но достаточно редко. Оно стало популярно в эпоху возрождения. Причём, у каждого деятеля возрождения был свой список классиков. К 17 веку происходят значительные изменения: в список стали включать выдающихся современников.

На сегодня классика рассматривается в двух видах.

  1. В виде объекта. Такой подход характерен для филологии, лингвистики, искусствоведения.
  2. Как форма знания. Ряд научных дисциплин к 20 веку обзавелись своим корпусом классических знаний.

 

Произошли изменения и в статусе понятия классики. Изначально к этому понятию причисляли «великих» прошлого. Сегодня классикой является то, что актуально, что является базой. Классика противопоставляется архаике через актуализацию. Такой подход объясняет подвижность классического списка.

Существует ряд параметров, которые определяют классику.

  1. Признание сообществом.
  2. Изучение в классах.
  3. Использование в научном процессе.

Придание статуса классики – один из ключевых вопросов её изучения. Для его изучения используют когнитивный подход (оригинальность теории, новые методы работы с эмпирическим материалом и т.д.) и социальные критерии (рассматриваются препятствия на пути к статусу классики – отсутствие учеников, присваивание достижений, извращение первоначального учения, проигрыш в научной дискуссии).