Как и обещал выкладываю пример выполнения упражнения №3 Работа с названием и темой диплома.
1. Выделяем из темы основные понятия. Я бы выделил три: 1. Труды, 2. Основа, 3. Антропология (в значении русская православная антропология).
2. Пытаемся дать определение.
2.1. Труды. В определении мы должны четко указать, что понимаем под этим понятием. От этого зависит его объем. Возможны варианты: 1) все письменное наследие (включая самые незначительные письма); 2) напечатанные работы; 3) подборка основных произведений, которые содержат основные взгляды святителя по заявленной теме. Внимание! Любой Ваш выбор должен быть одобрен научным руководителем.
2.2. Антропология. Первый подход: Антропология как наука. Необходимо определение антропологии как отрасли знаний с целью определения ключевых вопросов и проблем, которые антропология решает. Этот круг вопросов надо сузить до основных. Т.е. вы должны сформулировать основные вопросы/проблемы, которыми занимается антропология.
2.3. Основа. Тема диплома указывает, что антропологические взгляды святителя образуют определенную систему. Ее надо найти и показать.
Эта система должна быть либо оригинальной, либо оформленной таким образом, что можно говорить о общепринятой систематизации уже существующего материала, узнаваемой, с ярко выраженными характеристиками. Эти характеристики (если они есть) надо перечислить.
Часть этой системы со временем стала основой целого научного направления (это следует из названия). Эту часть вы должны выделить из системы взглядов святителя. Для этого необходимо определить критерии, при помощи которых можно осуществить эту операцию.
Для этого необходимо сделать 2 сравнения. Первое: сравнить основные вопросы/проблемы антропологии и систему святителя Феофана Затворника. Выделить то, что совпадает.
Для второго сравнения снова вернемся к понятию антропология.
2.4. Антропология. Второй подход: русская православная антропология. Надо установить рамки этого явления. 1)Временные рамки этого направления. Решение должно быть согласовано с руководителем. И самое главное – прописано в дипломе (во введении). 2)Исходя из определенных временных рамок, выделяем персоналии: кто принадлежит к русской православной антропологии:
- Критерии «русской»
- Критерии «православной»
- Критерии «антропологии»
Мы теперь имеем перечень ученых.
Необходимо составить представление об их антропологических системах.
2.5. И вот теперь мы можем провести второе сравнение. Система святителя Феофана Затворника сравнивается с системами отобранных ученых.
Это сравнение должно показать, что совпадает в этих системах, а что – нет. Мы берем то, что совпало, и анализируем в двух направлениях. 1) то, что совпало, должно быть важным, т.е. «составлять основу», 2) необходимо доказать что то, что совпало, ученые взяли именно у святителя, а не из других источников.
Приблизительно так выглядит самый поверхностный разбор названия дипломной работы. Выполнять подобные упражнения надо как можно чаще, пока навык разбора не станет привычкой. Тренируйтесь на любых темах: на своих, на чужих, на названиях статей из научных журналов и т.д. . Вы будете очень удивлены результатами.
in-nastavnik.ru