Как определить в чем проблемы при плохом устном ответе? Простые упражнения

Успешный устный ответ складывается из двух важных факторов:

1. Уровень развития речи.

2. Умение понимать и анализировать пройденный материал.

В большинстве случаев пройденный материал, это устная лекция или текст учебника/статьи. Соответственно, проблемы лежат в этих же областях: владение своей речью и умение анализировать.

Многие сталкивались с ситуацией, когда человек прекрасно знает материал, но получает низкие оценки т.к. не может подать свои знания, говорит сбивчиво, невнятно, мечется от одного факта к другому, без четкой структуры. Все это создает впечатление, что он не понимает того о чем говорит. И, наоборот, какой-нибудь словоплет будет говорить минут 20, жонглируя словами, но так ничего конкретного и не скажет. Возможно, он не выучил материал, но велика вероятность того, что он просто не может сделать анализ и маскирует этот недостаток обилием слов.

Задача индивидуального наставника правильно определить, в чем состоит проблема и что предпринять для ее устранения. Если учить не тому, что необходимо, то и результата не будет. Как найти правильный ответ? Можно воспользоваться простыми упражнениями.

Предложите студенту пересказать сюжет известного фильма, рассказать сказку, в крайнем случае, пересказать в быстром темпе свою биографию или историю своей семьи. По тому, как человек рассказывает хорошо известный ему материал, вы сможете оценить, как он владеет своей речью. Если есть желание усложнить задание, попросите увеличить скорость пересказа.

Для проверки умения анализировать, дайте задание составить описание какого-нибудь типа процессов или явлений. Например: 1. Составьте план описания 1) религиозного спора; 2) биографии исторического деятеля; 3) философской проблемы; 4) направления в научных исследованиях. Если человек может формализовать ряд действий по вскрытию внутренних и внешних характеристик рассматриваемых объектов, и обосновать свои решения, то у него присутствуют навыки необходимые для обучения анализу.

Если хотите продолжить тест в этом направлении, то усложните задачу: вместо составления плана описания одного объекта, дайте задание формализовать сравнение двух процессов или явлений.

В последующих постах я постараюсь расписать эти упражнения по стандартной схеме.

После выполнения этих упражнений, Вам будет ясно в каком направлении работать со своими подопечными. Такие тексты желательно проводить регулярно, для коррекции совместных усилий. Можно использовать диктофон для фиксации результатов и более тщательного разбора ошибок.

Вы сами видите, что диагностика достаточно проста, а вот лечение сложнее. Если у человека проблемы с какой-либо составляющей, он будет всячески сопротивляться не только тренировкам, но и просто обсуждению своих проблем. Каждое упражнение, для человека, является напоминанием о его недостатке, а это болезненно. Это типовая проблема. К сожалению, наша образовательная система так и не разработала приемлемый формат критики, который сохраняя объективность, одновременно вскрывал бы недостатки и служил стимулом. Поиск такого формата это что то вроде поиска лампы Алладина: кто найдет, тот сможет получить все что пожелает ( в науке и образовании). Это уже сюжет другой сказки, то есть другого поста.

Суханов Олег

in-nastavnik.ru