Цель и назначение mapping-инструментов
Основная цель всех mapping-методов похожа. Если студенты могут представить или манипулировать сложным набором отношений в схеме, они лучше понимают эти отношения, запоминают их, и могут анализировать их составные части. Это, в первую очередь, способствует “глубоким”, неповерхностным подходам к обучению (Biggs 1987[1]; Entwistle
1981 [2]; Marton and Saljo 1976a[3], b[4]; Ramsden 1992[5]). Во-вторых, большинством людей карты воспринимаются намного легче, чем вербальное или письменное описание, хотя следует сделать оговорку с точки зрения видов “карт” – не все они одинаковы (Larkin and Simon 1987[6]; Mayer and Gallini 1990[7]). В третьих, работа по созданию карт е-решений требует более активного участия со стороны обучающегося, что также ведет к лучшему обучению (Twardy 2004[8]).
Существует эмпирическое обоснование для использования карт для углубления, расширения и сохранения знаний. Данные когнитивных наук показывает, что визуальные представления улучшают обочение (Vekiri 2002[9]; Winn 1991[10]). Карты позволяют отдельное кодирование информации в памяти в визуальной форме и в форме высказываний, – явление, называемое” совместное запоминание” или” двойное кодирование” (Kulhavy et al. 1985[11]; Paivio 1971[12], 1983[13]; Schwartz 1988[14]). Согласно первой гипотезе представления кодируются в виде отдельных цельных единиц, а во второй – визуальные представления организованы синхронно и одновременно обрабатываются, а вербальные представления организованы иерархически и обрабатываются последовательно (Vekiri 2002[9]). Говоря простым языком, вербальная обработка информации, в дополнение к визуальной,помогает учиться, в силу использования более чем одной модальности.Хотя важнейшие задачи mapping-инструментов похожи, существуют различия в их применении.
– Карты ума (mind mapping) позволяют студентам представить и исследовать ассоциации между понятиями;
– Карты концептов или арты понятий (concept mapping) осмыслить отношения между концептами и, следовательно, понять сами эти концепты и область, к которой они принадлежат;
– Карты аргументов (argument mapping) помогают отобразить умозрительные связи сежду предположениями и утверждениями, а также оценить их с точки зрения обоснованности структуры аргументов и их размещения.