Чтение как элемент интеллектуальной деятельности.

Каждый читает так, как ему нравится. О вкусах не спорят. Но это не означает, что мы не делаем ошибок при чтении. Как бы нам не нравилось читать медленно и вдумчиво, объем учебного материала растет и будет расти, если только не сменится сама парадигма образования. Простое наращивание скорости тоже не спасёт. Надо как-то закреплять прочитанное.

В этой ситуации важно Ваше отношение к книгам, к чтению, к знаниям. Что для Вас чтение? Уход от реальности, коллекционирование прочитанного, возможности узнать себя? Каждый подход содержит как возможности (плюсы) так и ограничения (минусы). При учебе, лучше рассматривать чтение как звено в цепочке интеллектуальной деятельности. Поясню: что бы сделать чтение максимально эффектным, необходимо к нему готовиться и работать с результатами. Причем время на подготовку и на обработку результатов часто превышаем время самого чтения. При правильном подходе Вы можете значительно увеличить продуктивность обработки и усвоения прочитанного.

Что включает в себя подготовка к чтению? Вы можете взять из текста столько, сколько осознано у него (у текста) спросите. Но спросить можно, только осознав свои потребности в информации. Как это сделать? Понятно, что Вы ищете ответы на целый список вопросов. Часто этот список очень внушительных результатов и очень желательно, что бы этот список, каким бы большим он не был, был на листе бумаги, а не виртуальным облаком в Вашей голове. Но как понять, что искать в каждой конкретной книге? Для этого и нужен этап подготовки к чтению. Он включает: знакомство с оглавлением, аннотацией, ссылками, списком использованной литературы, беглый просмотр текста, таблиц и схем позволяют оставить представление о чем говорится в книге. Потом сформулируйте вопросы, ответы на которые Вы рассчитываете получить в процессе чтения. Обязательно запишите эти вопросы. Сравните их с Вашим «большим» списком. По возможности расширьте список вопросов к этой конкретной книге.

При чтении ищите ответы. Обращайте внимание на ключевые слова, на выделения жирным шрифтом или курсором. Имена, название, даты тоже могут быть подсказками. На полях книги фиксируйте ответы, новые вопросы, всё что заслуживает Вашего внимания.

Как бы мало времени у Вас не было обязательно фиксируйте результаты чтения. Это можно делать к отдельным главам или всей книге. Только так вы сможете удержать прочитанное, связать его с уже имеющимися званиями, придать структуру.

Постарайтесь выработать у себя привычку к такому трехступенчатому чтению. Скорость чтения от этого не вырастет, а вот качество усвоения информации улучшится значительно.

in-nastavnik.ru