18 советов копирайтерам по работе с черновиками

Знакомое ощущение, когда вы читаете чей-то текст и хватаетесь за голову от качества и грамотности написанного?

Один простой ответ на такую эмоцию — авторская спешка, когда на скорую руку пытаешься быстрее записать все то, что у тебя крутится в голове. Вы себе даже не представляете, насколько быстро я только что набирал предыдущее предложение…

Так происходит из-за собственной безалаберности, из-за жестких дедлайнов, из-за громадного количества заказов или из-за несколько иной причины…

Имя ей — нежелание работать по системе «черновиков».

Какими бы вы крутыми себе ни казались или какими бы крутыми вас ни считали окружающие, все мэтры пера всех жанров работают с черновиками.

В этой статье я собрал для вас коллекцию советов, которые не только наставят некоторых на путь истинный (очень надеюсь), но и систематизируют обрывочные знания даже в самой светлой голове.

  1. Свыкнитесь с мыслью, что первая версия текста не что иное, как черновик. Даже если вы считаете, что только что создали шедевр копирайтинга, достойный места в Зале Мировой Славы.
  2. Начинайте работу не с полноценного текста, а с ключевых тезисов или предварительного плана. Это скучно, но это нужно. Здесь можно увидеть планы и черновики шедевров.
  3. Если вы пишете SEO-текст, то ключевые слова лучше проставлять потом, чем по ходу написания. Нравится вам это или нет, но от такого подхода итоговый текст только выиграет.
  4. Никогда не отправляйте текст заказчику, как только его написали. Закон подлости обязательно «наградит» его какой-то опечаткой.
  5. Сначала пишите, редактируйте уже после завершения работы над первой версией текста. Исключение — если вы гений.
  6. Первую вычитку и редактирование нужно делать, как только вы закончили работу над очередным текстом, и делать это нужно сразу.  Сразу, я сказал.
  7. Каждое предложение сначала читайте быстро, потом повторите его чтение медленно. Для тренировки, прочитайте быстро и медленно весь этот пункт — поздравляю, вы только что побывали в шкурах двух категорий читателей, отличающихся по скорости чтения.
  8. Если в процессе вычитки вам что-то не нравится — удаляйте без сожалений, в копирайтинге количество никогда не одержит победу над качеством. Да-да, «никогда не говори никогда», но все же…
  9. Сначала выделите исходный текст другим шрифтом (желательно тем, который вы не используете в работе) — говорю по опыту, так проще обнаружить ошибку или опечатку.
  10. Желательно распечатайте текст на бумаге и редактируйте его там, а потом правки вносите в электронный документ.
  11. Вычитку лучше делать не там, где вы писали — например, сделайте это в другой комнате. Или в туалете — там отлично дууууууумается.
  12. Обращайте внимание на: «воду», неуместную детализацию, тавтологию, лишние слова (типа «данный»), ненужные прилагательные и деепричастные обороты.
  13. Если есть сомнения в правильности написания того или иного слова / фразы / предложения — проверьте по «Грамоте» или перефразируйте. Если после восьмой попытки сомнения вас не покинули — пора ложиться спать. Утро вечера мудренее.
  14. Работайте в паре с другим автором и отправляйте друг другу свои работы на вычитку — такое сотрудничество будет на руку обоим. Людям с повышенной раздражительностью на критику этот совет можно пропустить.
  15. В идеале, если ваш текст перед отправлением заказчику вычитает знакомый, который имеет отношение к целевой аудитории. Не думайте, что у вас есть дар думать как представитель ЦА каждого вашего текста. Вот как-то я писал текст для элитных стриптизеров…
  16. Если после нескольких подходов редактирования вы остались удовлетворены своей работой — не спешите открывать шампанское. Отложите текст до утра, и вычитайте его снова на свежую голову. А если голова не свежая от шампанского — ледяной душ вам в помощь.
  17. Перед отправкой еще раз проверьте бриф и убедитесь, что в тексте соблюдены все требования заказчика. Цинизма тут не ждите, заказчик платит деньги, без которых не будет шампанского.
  18. В вопросах редактирования и работы с черновиком главное — вовремя остановиться. И это «вовремя» у каждого свое…

И помните — до тех пор, пока заказчик не принял вашу работу, она является черновиком.

Копирайтинг от А до Ю