Знакомое ощущение, когда вы читаете чей-то текст и хватаетесь за голову от качества и грамотности написанного?
Один простой ответ на такую эмоцию — авторская спешка, когда на скорую руку пытаешься быстрее записать все то, что у тебя крутится в голове. Вы себе даже не представляете, насколько быстро я только что набирал предыдущее предложение…
Так происходит из-за собственной безалаберности, из-за жестких дедлайнов, из-за громадного количества заказов или из-за несколько иной причины…
Имя ей — нежелание работать по системе «черновиков».
Какими бы вы крутыми себе ни казались или какими бы крутыми вас ни считали окружающие, все мэтры пера всех жанров работают с черновиками.
В этой статье я собрал для вас коллекцию советов, которые не только наставят некоторых на путь истинный (очень надеюсь), но и систематизируют обрывочные знания даже в самой светлой голове.
- Свыкнитесь с мыслью, что первая версия текста не что иное, как черновик. Даже если вы считаете, что только что создали шедевр копирайтинга, достойный места в Зале Мировой Славы.
- Начинайте работу не с полноценного текста, а с ключевых тезисов или предварительного плана. Это скучно, но это нужно. Здесь можно увидеть планы и черновики шедевров.
- Если вы пишете SEO-текст, то ключевые слова лучше проставлять потом, чем по ходу написания. Нравится вам это или нет, но от такого подхода итоговый текст только выиграет.
- Никогда не отправляйте текст заказчику, как только его написали. Закон подлости обязательно «наградит» его какой-то опечаткой.
- Сначала пишите, редактируйте уже после завершения работы над первой версией текста. Исключение — если вы гений.
- Первую вычитку и редактирование нужно делать, как только вы закончили работу над очередным текстом, и делать это нужно сразу. Сразу, я сказал.
- Каждое предложение сначала читайте быстро, потом повторите его чтение медленно. Для тренировки, прочитайте быстро и медленно весь этот пункт — поздравляю, вы только что побывали в шкурах двух категорий читателей, отличающихся по скорости чтения.
- Если в процессе вычитки вам что-то не нравится — удаляйте без сожалений, в копирайтинге количество никогда не одержит победу над качеством. Да-да, «никогда не говори никогда», но все же…
- Сначала выделите исходный текст другим шрифтом (желательно тем, который вы не используете в работе) — говорю по опыту, так проще обнаружить ошибку или опечатку.
- Желательно распечатайте текст на бумаге и редактируйте его там, а потом правки вносите в электронный документ.
- Вычитку лучше делать не там, где вы писали — например, сделайте это в другой комнате. Или в туалете — там отлично дууууууумается.
- Обращайте внимание на: «воду», неуместную детализацию, тавтологию, лишние слова (типа «данный»), ненужные прилагательные и деепричастные обороты.
- Если есть сомнения в правильности написания того или иного слова / фразы / предложения — проверьте по «Грамоте» или перефразируйте. Если после восьмой попытки сомнения вас не покинули — пора ложиться спать. Утро вечера мудренее.
- Работайте в паре с другим автором и отправляйте друг другу свои работы на вычитку — такое сотрудничество будет на руку обоим. Людям с повышенной раздражительностью на критику этот совет можно пропустить.
- В идеале, если ваш текст перед отправлением заказчику вычитает знакомый, который имеет отношение к целевой аудитории. Не думайте, что у вас есть дар думать как представитель ЦА каждого вашего текста. Вот как-то я писал текст для элитных стриптизеров…
- Если после нескольких подходов редактирования вы остались удовлетворены своей работой — не спешите открывать шампанское. Отложите текст до утра, и вычитайте его снова на свежую голову. А если голова не свежая от шампанского — ледяной душ вам в помощь.
- Перед отправкой еще раз проверьте бриф и убедитесь, что в тексте соблюдены все требования заказчика. Цинизма тут не ждите, заказчик платит деньги, без которых не будет шампанского.
- В вопросах редактирования и работы с черновиком главное — вовремя остановиться. И это «вовремя» у каждого свое…
И помните — до тех пор, пока заказчик не принял вашу работу, она является черновиком.