Основные этапы работы индивидуального наставника на подготовительном курсе.

Основные этапы работы индивидуального наставника на подготовительном курсе.

 

Состав группы и формы работы с ней могут оставаться неизменными длительное время.

Каждая группа неповторима. Но единый образовательный процесс и общие законы управления и психологии позволяют выделить этапы работы тьютора характерные для первого года обучения.

  1. Первый контакт службы тьюторов с подопечными происходит уже при объявлении результатов. Старший тьютор объявляет поступившим о задании на летний отпуск. Задание размещается на сайте МДА, в разделе «Индивидуальные наставники». Это задание содержит список книг, рекомендованных к прочтению, а также ряд заданий и упражнений. Таким образом, создаётся база для начала занятий. Это может быть проверка выполнения, исправление ошибок или разбор причин, по которым это задание не было выполнено. Цель – показать, что для результата настойчивость и регулярность важнее способностей и обещаний. В лучшем случае задание полностью выполняет 1/5 часть, частично – 1/3.

 

  1. 2.     Знакомство с группой.

 

Между объявлением результатов экзаменов и приездом студентов проходит несколько недель. За это время студенты должны выполнить ряд заданий. От тьюторов требуется сообщить свои пожелания при комплектовании группы. Возможно, их работа будет иметь определенную специализацию, например: изучение языка, методологии или церковной истории. Это необходимо учитывать при комплектовании группы. Если таких пожеланий нет, то студенты будут распределены по тьюторам автоматически, сразу после распределения по учебным группам. Обычно все студенты, закрепленные за одним наставником, учатся в одной группе.

 

Тьютор знакомится со своей группой.

Знакомство с группой включает в себя:

– краткий рассказ о себе как тьютора, так и студентов

– обмен контактами (телефон, электронная почта)

– рассказ о целях и формах предстоящих занятий

– доведение информации о времени и месте предстоящих занятий.

Можно дать задание написать небольшой рассказ, в котором бы содержалась информация о биографии студента, его увлечениях, причинах поступления в МДА.

Это позволит не только узнать важные стороны жизни студента, но и увидеть, как он умеет письменно излагать свои мысли.

 

 

Совет: 

На этом этапе тьютору разумно завести что-то наподобие профессионального дневника, куда, с одной стороны, можно записывать полученную информацию, с другой, вести учет встреч со студентом, характер и выполнение заданий. Это значительно облегчит написание отчетов и управление группой.

 

 

Типовая запись.

 

Дата

Время Продолжительность

Форма     занятия

Присутствовали

Задание

Примечания

 

Лучше фиксировать контакты по телефону и по электронной почте. Эта простая таблица поможет вам видеть реальную куртину работы с группой.

Рекомендуется завести на каждого студента персональную страничку. В ней отмечается ФИО, год рождения, образование и другие биографические данные, которые вы сочтете полезными. Важно учитывать промежуточную успеваемость. Основную информацию разумно разбить на три основные части:

  1. Предпочтения и интересы студента
  2. Проблемы и трудности
  3. Индивидуальные рекомендации и контроль.

Такое деление поможет увидеть индивидуальный профиль учащегося и скорректировать его слабые и сильные стороны.

При добросовестном отношении к ведению дневника вы получите не только неоценимый инструмент работы с группой, но и повысить свои практические навыки работы с людьми.

 

  1. 3.     Вы познакомились с группой.

Впереди первый семестр. Этот период важнейший.

 

  1. Закладываются основы взаимодействия с группой: темы занятий, их статус, характер коммуникаций.
  2. Студенты находятся в благоприятном положении: у них еще нет долгов, впереди одна из самых легких сессий. Высока их личная мотивация (правда, она будет достаточно быстро снижаться).
  3. Первое полугодие учебного года более цельное по сравнению со вторым. Учебный процесс не прерывается, усталость еще не накопилась.

 

Тьютор должен помнить несколько положений, соблюдение которых поможет ему и группе достичь хороших результатов.

  1. Задания должны быть четкими и понятными всем участникам учебного процесса.
  2. Студенты должны видеть пользу от выполнения заданий.
  3. Задания должны быть проверены. Результаты – доведены до их исполнителей.
  4. Студенты должны исправить ошибки и устранить замечания.

Выполнение этих положений требует от тьютора прежде всего упорства и настойчивости. Понятно, что эти действия и качества понадобятся вам всегда, но заложить их необходимо в первом семестре.

Следующее важное качество: внимание. Вы должны как можно раньше заметить предпочтения ваших студентов. Для этого необходимо следить за их успехами и проявлением интереса. Противления и неудачи покажут на их слабости и проблемные зоны. Внимательно относитесь к пропуску занятий и сампо, к «неожиданным» двойкам, к избеганию каких-либо элементов учебы, к формально выполненным заданиям. Анализ этих проблем даст вам больше информации, чем беседы.

Для тьютора в профессиональном плане очень полезно проделать следующее упражнение: в начале первого семестра дайте своим подопечным письменную характеристику, укажите свои прогнозы и ожидания. В конце семестра проделайте эту процедуру снова. Сравните две характеристики. Проанализируйте, где наиболее сильное несовпадение, почему.

 

  1. 4.     Второй семестр.

 

Основные отличия второго семестра:

  1. Снижение мотивации к учебе студентов
  2. Высокая утомляемость. Значительные перерывы в учебе, высокие нагрузки в период Великого поста.
  3. На первый план у студентов выходят внешние показатели (от них зависит поступление на первый курс бакалавриата), а не качество учебы. Важнее становится оценка, а не знания.

В этих условиях тьютор должен показать практическую пользу от знаний, помочь учащимся как можно раньше организовать процесс подготовки к итоговым экзаменам. Занятия нужно проводить на материале, необходимом на экзаменах.  Например, во втором семестре дать эссе по первым темам катехизиса.

Заострите внимание на правильной организации учебы, на выявлении резервов времени. Показать, что частый небольшой отдых способствует повышению производительности. Объясните значение полноценного сна для студента. При правильном подходе это поможет в учебе, но не потребует дополнительного времени и сил, а наоборот поможет найти их. Будьте внимательны к дисциплинарным моментам.

 

  1. 5.     Последний период: подготовка и сдача экзаменов.

Это не время для полноценных занятий. От вас потребуется скорее умение снизить напряжение и приободрить учеников. Встречайтесь с ними, интересуйтесь результатами, подбадривайте.  По результатам 2011года все студенты подготовительного курса были приняты на бакалавриат, но разочарования неизбежны. Экзамен – это всегда мини-стресс. Научите учащихся преодолевать его.

Последний период важнее для вас, чем для них. Это время анализа и систематизации наблюдений. Если вы действительно старались работать в течение года, то вы почувствуете, как дороги стали для вас подопечные и какое это интересное занятие – учиться и воспитывать друг друга.