Общие методические рекомендации индивидуальным наставникам.
Повышение качества образования возможно через задействование определенных ресурсов. Главный из них – личная заинтересованность и соответственно личная ответственность студента за результат своего образования. Запустить этот ресурс возможно в ситуации возможности выбора. Задача тьютора создать и поддерживать такую ситуацию. Необходимо иметь целый комплекс образовательных событий, проходя через которые студент совершал бы осознанный выбор пути развития.
Помимо этого тьютор должен создать условия, при которых его подопечные находятся в надлежащей интеллектуальной форме и имеют в своем распоряжении средства реализации своего выбора. Это достигается актуализацией ряда познавательных и организационных практик:
- Написание текста. Написание эссе и реферирование.
- Чтение. Разбор и комментирование текста.
- Вскрытие структуры текста. Составление плана.
- Пересказ.
- Построение аргументации.
- Планирование.
- Осмысление опыта. Рефлексия.
- Постановка вопросов.
- Аналитико-синтетическая переработка информации.
Речь не идет об обучении чтению или письму. Задача тьютора организовать работу так, чтобы эти практики постоянно присутствовали в распорядке дня студента и стали такими же естественными как утренняя гигиена или дружеская беседа.
Говоря о работе с практиками необходимо отметить, что эта работа имеет определенный алгоритм.
- Варианты заданий (Возможен выбор студента).
- Консультации о возможных путях выполнения заданий.
- Проверка. Нахождение и разбор ошибок.
- Вскрытие образовательных проблем через анализ ошибок.
- Предложение вариантов решения проблем (Возможен выбор студента).
- Рефлексия.
- Корректировка заданий (Возможен выбор студента).
Дальше алгоритм повторяется на новом уровне. Эта цикличность присутствует в работе тьютора постоянно.