Как упорядочить изучаемую предметную область

Для описания тех или иных аспектов реальности (предметной области) существуют топики — стандартные наборы вопросов для типовых ситуаций.  Попав в такие ситуации обучающийся использует специфические речевые обороты. Так, Аристотелем было описано около 30 таких топиков.

В качестве примера приведем два образца топиков: античный и из нашего времени. Оба разработаны для изучения и описания отдельных событий или частей развивающихся процессов.

 

Античный топик

  1. Что это за событие?
  2. Где произошло событие?
  3. Когда произошло событие?
  4. Как произошло событие?
  5. Почему произошло событие?

 

Топик Р.Л. Ларсона* (1968 год, в сокращении)

Что именно произошло:  Кто (что) конкретно сделал? Когда конкретно сделал? Где сделал? Как конкретно сделал? Зачем конкретно сделал? Кому (чему?) конкретно сделал? Каковы обстоятельства (контекст) совершенного?… С чем сходно событие?  Каковы причины события?  Каковы последствия события?.. Как можно квалифицировать данное событие? Из какого источника стало известно о событии? Надежен ли этот источник? На каких принципах устанавливается его надежность?.. Можно ли (было бы) изменить течение события? Можно ли было избежать события?… С какими другими событиями связано данное событие? как?… К какому роду событий может быть отнесено данное и на каком основании?.. Как можно оценить событие?.. По каким основаниям получена данная оценка? …

 

Хотите проверить эффективность топиков? — Постарайтесь с их помощью, последовательно отвечая на вопросы, изучить и/или описать следующие события:

 

Повышение сотрудника N. в должности.

Невыход сотрудника M. на работу.

Военная реформа Петра I

Запрет мессенджера “Telegram”

Конфликт между … и … (впишите нужное)

 

Существуют различные топики для описания различных объектов. В качестве таковых могут выступать статичные предметы, завершенные события, незавершенные события (или их группы), абстрактные понятия или физические процессы, свойства объектов и отношения между ними, последовательности действий и др. В каждой предметной области — свои.

Образовательный смысл топиков состоит в том, что они образуют фреймы (рамки), в границах не только и не столько учебных речевых ситуаций, а в контексте изучаемой дисциплины.

Топики:

позволяют выделять, получать и передавать релевантные сведения о соответствующем фрагменте реальности;

располагают конкретный фрагмент действительности по отношению к другим фрагментам;

обеспечивают структурирование материала как в ходе его изложения, так и его воспроизведение и применение  наилучшим образом обучающимися;

помогают отделять существенное и несущественное, важное и второстепенное;

минимизируют риски пропуска важных фрагментов изучаемой предметной области и многое другое.

 

Топики при этом не клише, матрицы или шаблоны, по которым создается учебный контент, а варианты моделей его организации. Топик — это не контент, он не подменяет собой содержания учебной дисциплины, а инструмент, с помощью которого создаются, “дешифруются” и используются  обучающимися сведения и факты, касающиеся той или иной предметной области.

Любая отрасль знания, любая специальность имеет свой набор топиков, которыми руководствуется тот или иной специалист в своей профессиональной деятельности. Одно дело — топики в сфере устоявшегося знания (например, топики диагностики простуды или классификации переломов в медицине), другое — когда речь идет о решении творческих задач: проблемных вопросов, доказательстве или опровержении гипотез и т.п. Здесь существуют своя топика, которая ориентируется на порождение новых знаний. Использование эвристических топиков, на наш взгляд, может найти широкое применение в академическом и корпоративном образовании, в том числе и для организации самостоятельной работы обучающихся. В образовании США использование топиков — обыденное дело. Таким образом, топические подходы могут использоваться для организации как репродуктивной, так и продуктивной деятельности всех субъектов процесса обучения. Кроме того, высокий уровень формализации топиков позволяет упорядочить и даже автоматизировать (пусть пока и не в полной мере) процесс создания учебного контента.

По материалам http://vnaumov.blogspot.com/2018/05/blog-post_13.html