Для описания тех или иных аспектов реальности (предметной области) существуют топики — стандартные наборы вопросов для типовых ситуаций. Попав в такие ситуации обучающийся использует специфические речевые обороты. Так, Аристотелем было описано около 30 таких топиков.
В качестве примера приведем два образца топиков: античный и из нашего времени. Оба разработаны для изучения и описания отдельных событий или частей развивающихся процессов.
Античный топик
- Что это за событие?
- Где произошло событие?
- Когда произошло событие?
- Как произошло событие?
- Почему произошло событие?
Топик Р.Л. Ларсона* (1968 год, в сокращении)
Что именно произошло: Кто (что) конкретно сделал? Когда конкретно сделал? Где сделал? Как конкретно сделал? Зачем конкретно сделал? Кому (чему?) конкретно сделал? Каковы обстоятельства (контекст) совершенного?… С чем сходно событие? Каковы причины события? Каковы последствия события?.. Как можно квалифицировать данное событие? Из какого источника стало известно о событии? Надежен ли этот источник? На каких принципах устанавливается его надежность?.. Можно ли (было бы) изменить течение события? Можно ли было избежать события?… С какими другими событиями связано данное событие? как?… К какому роду событий может быть отнесено данное и на каком основании?.. Как можно оценить событие?.. По каким основаниям получена данная оценка? …
Хотите проверить эффективность топиков? — Постарайтесь с их помощью, последовательно отвечая на вопросы, изучить и/или описать следующие события:
Повышение сотрудника N. в должности.
Невыход сотрудника M. на работу.
Военная реформа Петра I
Запрет мессенджера “Telegram”
Конфликт между … и … (впишите нужное)
Существуют различные топики для описания различных объектов. В качестве таковых могут выступать статичные предметы, завершенные события, незавершенные события (или их группы), абстрактные понятия или физические процессы, свойства объектов и отношения между ними, последовательности действий и др. В каждой предметной области — свои.
Образовательный смысл топиков состоит в том, что они образуют фреймы (рамки), в границах не только и не столько учебных речевых ситуаций, а в контексте изучаемой дисциплины.
Топики:
позволяют выделять, получать и передавать релевантные сведения о соответствующем фрагменте реальности;
располагают конкретный фрагмент действительности по отношению к другим фрагментам;
обеспечивают структурирование материала как в ходе его изложения, так и его воспроизведение и применение наилучшим образом обучающимися;
помогают отделять существенное и несущественное, важное и второстепенное;
минимизируют риски пропуска важных фрагментов изучаемой предметной области и многое другое.
Топики при этом не клише, матрицы или шаблоны, по которым создается учебный контент, а варианты моделей его организации. Топик — это не контент, он не подменяет собой содержания учебной дисциплины, а инструмент, с помощью которого создаются, “дешифруются” и используются обучающимися сведения и факты, касающиеся той или иной предметной области.
Любая отрасль знания, любая специальность имеет свой набор топиков, которыми руководствуется тот или иной специалист в своей профессиональной деятельности. Одно дело — топики в сфере устоявшегося знания (например, топики диагностики простуды или классификации переломов в медицине), другое — когда речь идет о решении творческих задач: проблемных вопросов, доказательстве или опровержении гипотез и т.п. Здесь существуют своя топика, которая ориентируется на порождение новых знаний. Использование эвристических топиков, на наш взгляд, может найти широкое применение в академическом и корпоративном образовании, в том числе и для организации самостоятельной работы обучающихся. В образовании США использование топиков — обыденное дело. Таким образом, топические подходы могут использоваться для организации как репродуктивной, так и продуктивной деятельности всех субъектов процесса обучения. Кроме того, высокий уровень формализации топиков позволяет упорядочить и даже автоматизировать (пусть пока и не в полной мере) процесс создания учебного контента.
По материалам http://vnaumov.blogspot.com/2018/05/blog-post_13.html