Современным обучающимся, где бы, как и чему бы они ни учились, приходится иметь дело с текстами. Можно предположить, что и прослушивание лекций, и просмотр учебного видео также требует сходных с читательскими компетенций.
Формирование и использование человеком своей читательской компетентности закладывается не только на уроках словесности. Она куда шире сугубо «филологической» сферы и даже коммуникативной стороны жизнедеятельности. Читательская компетентность вплетена в процессы познания, а также прогнозирования, планирования, программирования, оценки и пересмотра человеческой деятельности.
В педагогической практике читательские умения и, к примеру, мыслительные процессы весьма трудно отличить и отделить. Да у нужно ли? Рациональнее найти методические решения, способные интегрировать столь разные процессы.
К примеру, мы просим обучающегося запомнить главную мысль параграфа, проинтерпретировать смысл фразы, проанализировать текст, найти и оценить противоречиво изложенные мысли, написать эссе. Чего больше или меньше окажется в ответах учеников: «лингвистики», психологии мышления или логики? Странный вопрос, не правда ли?
Тем не менее, для формирования любых результатов обучения: знаний, умений и навыков или компетенций, в когнитивной, поведенческой или в эмоционально-ценностной сферах важно создать ученикам комфортные и условия для работы с текстовой информацией. А для этого понадобятся соответствующие инструменты, приемы и методы обучения.
Базой для их создания способна стать таксономия Блума. Например, использоваться для формирования и оценки сформированности читательских умений:
Источник https://vnaumov.blogspot.com/2019/09/blog-post_22.html?fbclid=IwAR3HVjwKFsj7uhQZKo269IHW6NVbeXDugrt3ibE8WXguarvGBtcAaJU6JTM