Большинство поступивших студентов скорее пассивны, чем активны. Как следствие этого, более управляемы, но менее самостоятельны. На этом фоне наиболее востребованы внимание и контроль со стороны администрации, преподавателей и тьюторов. У большинства отсутствуют навыки аналитического чтения, письма, аргументированной речи.
Свое поступление большинство воспринимают как следствие благочестия и воли Божией, что само по себе правильно. Но многие делают выводы о своей определенной избранности, не связанной с затраченными усилиями.
Как правило, учеба воспринимается как деятельность, которая находится ближе к науке, а не как практика самосовершенствования и послушания. Первый тип восприятия формирует отношение к учебе как к чему-то временному, как к условию получения сана. Второй тип – как к неотъемлемой части служения Богу, как к инструменту этого служения.
Учащийся считает, что его усилия существенно не меняют его положения, поэтому в основу своей учебной деятельности он кладет с одной стороны дисциплину, с другой – личный интерес. Надо отметить, что интерес на первом курсе носит скорее компенсационную функцию. Столкнувшись с первыми трудностями, а значит и с первыми неудачами, студент реанимирует свои прошлые интересы вместе с багажом прошлых достижений и пытается их использовать как защиту от неопределенности и угроз настоящего. Тьютор должен, кропотливо и внимательно, адаптировать интересы из прошлого студента к его перспективным задачам. Важно, чтобы студент не создал себе «панцирь», за которым можно укрыться от всего нового, с одной стороны болезненно, с другой – перспективного.
Необходимо выделить ряд моментов парадоксального характера:
- Положительная реакция на предложение тьютора, словесное одобрение этого предложения не означает деятельное участие в его реализации. Иными словами – слова слабо связаны с делами. Тьютор должен уделить особое внимание контролю промежуточных стадий учебного процесса.
- Незначительна роль высшего образования. Как правило, полученное высшее образование создает тонкий культурно-информационный слой, который нивелируется несколькими неделями учебы. Высшее образование, скорее, дает какой-либо навык, или специализированный опыт, который с готовностью используется при обучении в МДА. Речь идет о программировании, дизайне, знании языка, владении какой-либо программой. Багаж общих знаний у школьников и у выпускников ВУЗов отличается незначительно.
Вышеперечисленные психологические особенности позволяют выделить определенные «точки приложения усилий».
- Обратная реакция тьютора на выполненное студентом задание должна быть максимально быстрой. Совмещение выполнения задания и разбора ошибок на одном занятии позволяет получить максимальные результаты. Разброс между сдачей работы и ее разбором снижает эффект.
- Желательно построить занятия в форме творческой мастерской или мастер- классов.
Нужно помнить:
Студент при выполнении любой работы ждет ее оценки и разбора, даже если это небольшое упражнение. У него четкая связка: работа – награда. Наградой в данном случае выступает внимание.
К минусам такого подхода относиться отсутствие у студента установки на тренировку навыка, на его оттачивание, без постоянного контроля тьютора. Возможные стимулы в этом случае – это использование соревновательного момента при проведении занятий.
Вывод:
Вырисовывается определенная «зона успеха», работая в которой тьютор гарантированно достигает приемлемый результат. В эту зону входят три составляющие:
- Психологический настрой (со стороны студента).
- Постоянство усилий (как со стороны студента, так и со стороны тьютора) .
- Постоянный контроль (со стороны тьютора).
in-nastavnik.ru