Психологическая характеристика студента подготовительного курса

Большинство поступивших студентов скорее пассивны, чем активны. Как следствие этого, более управляемы, но менее самостоятельны. На этом фоне наиболее востребованы внимание и контроль со стороны администрации, преподавателей и тьюторов. У большинства отсутствуют навыки аналитического чтения, письма, аргументированной речи.

Свое поступление большинство воспринимают как следствие благочестия  и воли Божией, что само по себе правильно.  Но многие делают выводы о своей определенной избранности, не связанной с затраченными усилиями.

Как правило, учеба воспринимается как деятельность, которая находится ближе к науке, а не как практика самосовершенствования и послушания. Первый тип восприятия формирует отношение к учебе как к чему-то временному, как к условию получения сана. Второй тип – как к неотъемлемой части служения Богу, как к инструменту этого служения.

Учащийся считает, что его усилия существенно не меняют его положения, поэтому в основу своей учебной деятельности он кладет с одной стороны дисциплину, с другой – личный интерес. Надо отметить, что интерес на первом курсе носит скорее  компенсационную функцию. Столкнувшись с первыми трудностями, а значит и с первыми неудачами, студент реанимирует свои прошлые интересы вместе  с багажом прошлых  достижений и пытается их использовать как защиту от неопределенности и угроз настоящего. Тьютор  должен, кропотливо и внимательно, адаптировать интересы из прошлого студента к его перспективным задачам. Важно, чтобы студент не создал себе «панцирь», за которым можно укрыться от всего нового, с одной стороны болезненно, с другой – перспективного.

Необходимо выделить ряд моментов парадоксального характера:

  1. Положительная реакция на предложение тьютора, словесное одобрение этого предложения не означает деятельное участие в его реализации. Иными словами – слова слабо связаны с делами. Тьютор  должен  уделить особое внимание контролю промежуточных стадий  учебного процесса.
  2. Незначительна роль высшего образования. Как правило, полученное высшее образование создает тонкий культурно-информационный слой, который нивелируется несколькими  неделями учебы. Высшее образование, скорее, дает какой-либо навык, или специализированный опыт, который с готовностью используется при обучении в МДА. Речь идет о программировании, дизайне, знании языка, владении какой-либо программой. Багаж общих знаний у школьников и у выпускников ВУЗов отличается незначительно.

Вышеперечисленные психологические особенности  позволяют выделить определенные «точки приложения усилий».

  1. Обратная реакция тьютора на выполненное студентом задание должна быть максимально быстрой. Совмещение выполнения задания и разбора ошибок  на одном занятии  позволяет получить максимальные результаты.  Разброс между сдачей работы и ее разбором снижает эффект.
  2. Желательно построить занятия в форме творческой  мастерской или мастер- классов.

Нужно помнить:

Студент при выполнении любой работы ждет ее оценки и разбора, даже если это небольшое упражнение. У него четкая связка: работа – награда. Наградой в данном случае выступает внимание.

К минусам такого подхода относиться отсутствие у студента  установки на тренировку навыка, на его оттачивание, без постоянного контроля тьютора. Возможные стимулы в этом случае – это использование соревновательного момента при проведении занятий.

Вывод:

Вырисовывается определенная «зона успеха», работая в которой тьютор гарантированно достигает приемлемый результат. В эту зону входят три составляющие:

  1.  Психологический настрой (со стороны студента).
  2.  Постоянство усилий (как со стороны студента, так и со стороны тьютора) .
  3.  Постоянный контроль (со стороны тьютора).

in-nastavnik.ru