Литературное расследование

Как по нескольким строкам неизвестного стихотворения установить, кто и когда его написал. Доктор филологических наук, член методической комиссии олимпиады Татьяна Кучина рассказывает, как вести «литературное расследование», и предлагает присоединиться к нему.

 

Задание 1. О чём грустил Ванюха?

 

Представьте, что перед вами повреждённый поэтический черновик, набросок лирического стихотворения.

 

………тоскливую песню…………………

 

……………………………… Ванюха …………

 

………… горемычнойую………………………………

 

Безобразная …………………………………………

 

Урожай ……………………………… детинушка

 

………………… нена[нрзб]ый унылый ……………… \. …

 

…………………………………………… \. … в солдаты

 

Тяжёлый крест ………… ……………… …… земля.

Что нужно сделать

 

Попробуйте на основании этого фрагмента:

 

Предположить, какому русскому поэту он мог бы принадлежать.

Догадаться о содержании стихотворения.

Воспроизвести его возможный лирический сюжет.

Восстановить одну-две строки стихотворения.

 

Ведём расследование

 

Предложенный школьникам «черновик», безусловно, составлен из наиболее частотных, маркированных слов, характеризующих творческую манеру загаданного автора. Персональный словарь (тезаурус) у каждого большого поэта индивидуален. Одно-два слова мало что дают, но набор из десятка лексем задаёт вполне внятные тематические и стилистические линии, которые становятся ориентирами на пути к ответу. Разумеется, зачёркнутые слова тоже следует учитывать: пусть автор от них и «отказался», они всё равно входят в его персональный словарь.

 

Сначала посмотрим на существительные — именно они определяют спектр объектов и явлений, попадающих в поле зрения автора. «Земля», «урожай» — явные маркеры крестьянской жизни; «Ванюха» — стилистически выделенная «деревенская» форма имени, демонстративно простонародная. Весьма информативна и грамматическая форма «детинушки» — уменьшительно-ласкательные суффиксы отчётливо указывают на ориен­тацию автора на фольклорные мотивы. Более того, это слово поставлено в конец строки и, как следствие, должно рифмоваться с другим созвучным (типа «дубинушки»). Частое использование дактилических рифм (их составляют длинные слова, в которых созвучны ударный и идущие за ним два безударных слога: све΄ченька — ре΄ченька, дети΄нушка — дуби΄нушка) — это уже фирменная черта поэтического стиля.

 

Каков может быть хотя бы приблизительный круг авторов, творчество которых отмечено вниманием к крестьянской жизни, быту и ориентацией на демократическую, народную речь? Участники олимпиады, как правило, выбирали из следующих имён: Некрасов, Есенин, Твардовский (слово «солдаты», видимо, соотносилось с военной тематикой «Василия Тёркина»); в нескольких работах был назван Высоцкий (вероятно, тексты песен Высоцкого о войне также вспоминались благодаря «солдатам»).

 

Следующий шаг: анализируем принципы выбора прила­гательных. Заметно, что автор нарочито мрачен: «тос­кли­вый», «горемычный», «унылый», «тяжёлый» — всё это слова одной эмоциональной окраски; и даже недописанное прилагательное «нена…» вряд ли будет прочитано как «ненаглядный» — скорее как «ненавистный» или «ненастный».

 

Действуем методом исключения: такая эмоциональная атмосфера явно не свойственна ни Высоцкому, ни Твардовскому, да и в лирике Есенина встречается нечасто, лишь в поздних произведениях. А вот в лирике Некрасова драматический социальный фон, пронизанный настроениями уныния, печали, почти отчаяния, — стилистическая «норма». Можно вспомнить хрестоматийные тексты: и «Несжатую полосу», и «Размышления у парадного подъезда», и «Железную дорогу».

 

Каков тогда примерный поэтический сюжет «черновика»? Упоминание о «солдатах» применительно к эпохе Некрасова вполне может быть соотнесено с историей рекрутчины: крестьянина — например, молодого Ванюху — отрывают от родного дома (отсюда прилагательные, характеризующие его будущую судьбу: «унылый», «горемычный»); провожают тоскливой песней. Урожай, разумеется, теперь собирать некому — крестьянская семья остаётся без рабочих рук. «Тяжёлый крест» предопределяет и финал истории: ляжет солдат Ванюха в сырую землю, не станет в семье кормильца (схожие сюжетные ситуации встречаются в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо»).

 

Как могло бы выглядеть начало стихотворения? В лири­ке Некрасова часты трёхсложные размеры, например анапест, — им и воспользуемся:

 

То ли стон, то ли песня слышна:

 

За порог уж Ванюха выходит…

 

 

Задание 2. «Переливай в гремучие напевы!»

 

Прочитайте отрывок стихотворения:

 

Пиши, поэт!

Слагай для милой девы

Симфонии сердечные свои!

Переливай в гремучие напевы

Несчастный жар страдальческой любви!

Чтоб выразить отчаянные муки,

Чтоб весь твой огнь в словах твоих изни΄к,—

Изобретай неслыханные звуки,

Выдумывай неведомый язык!

Что нужно сделать

 

Определите, какой литературной эпохе может принадлежать текст.

В рамках какого литературного направления или течения он мог быть создан?

Каков круг возможных авторов текста?

Объясните, какие черты, элементы, особенности текста вы учитывали, принимая решение.

 

Ведём расследование

 

Для решения задачи снова требуется ввести предложенный текст в соответствующий ему литературный контекст — создававшийся совершенно разными авторами, но с некоторыми общими эстетическими установками.

 

Словарь приведённого текста очевидно несовременен: «огнь», «изни΄к» — это понятия, конечно же, из лексикона позапрошлого века. Более того, заметно использование клишированных поэтических форм: «милая дева», «жар любви», «отчаянные муки» — так мог бы написать элегию Ленский у Пушкина (а он, как известно, был певцом романтических грёз и туманных далей).

 

Заметна и выраженная преувеличенность эмоций: сердечное движение влюблённого названо «симфонией», мелодия любви превращается в «гремучие напевы»; «жар любви» сопровождают два усиливающих друг друга эпитета — «несчастный» и «страдальческий». Сам контраст объекта любви — «милой девы» — и непереносимых мук, которые она вызывает у поэта, вполне типичен для романтической эстетики, где система конфликтов и противоречий развита чрезвычайно сильно.

 

В конце отрывка появляется ещё одна значимая для романтической поэзии тема — невыговариваемости, невыразимости чувства (вспомним Жуковского: «Невыразимое подвластно ль выраженью?», «И лишь молчание понятно говорит»).

 

Понятно, что такое стихотворение мог бы, скорее всего, написать кто-либо из современников Пушкина: Дельвиг, Батюшков, Вяземский, Жуковский. Но в тексте очевидны огрехи художественного вкуса: «переливай в гремучие напевы… жар» — довольно претенциозная, но лишённая внутренней гармоничности строчка; «чтоб весь твой огнь в словах твоих изник» — фонетически крайне тяжеловесный стих без всяких на то семантических оснований. Перед нами явно текст поэта второго ряда — не Пушкина, не Лермонтова, не Жуковского.

 

Согласно условиям задания, точное имя поэта назвать не требовалось — достаточно было охарактеризовать примерный круг возможных авторов. Но в завершение комментария можно открыть секрет: это сти­хо­тво­ре­ние Владимира Бенедиктова, когда-то по популярности едва ли не превосходившего Пушкина, а сейчас известного лишь историкам литературы. Сегодня его стихи читаются почти как пародии — настолько нарочито, «жирным шрифтом» в них выделены характерные для романтизма композиционные ходы и языковые приёмы.

 

 

 

Задание 3. Перчатка, сердце, шутка, рука

 

(Попробуйте самостоятельно выполнить задания, аналогичные разобранным. Сверьте своё мнение с комментарием эксперта.)

 

Представьте, что перед вами повреждённый поэтический черновик, набросок лирического стихотворения.

 

…………………………………………………………… встреча

 

……… страст[неразб] ……………………………………………

 

Улыб[нрзб] ……… уста ……… насмешливый рот ……………

 

……………… платье…вуаль … перчатка………………… \. ……

 

…………непрощённая ложь …………………. жутко

 

В сердце …………………………………………………

 

…………………………………………………… шутка

 

……………………………………………………… рука.

Что нужно сделать

 

Попробуйте на основании этого фрагмента:

 

Предположить, какому русскому поэту он мог бы принадлежать.

Догадаться о содержании стихотворения.

Воспроизвести его возможный лирический сюжет.

Восстановить одну-две строки стихотворения.

 

 

 

Задание 4. «И яркая заяснилась слеза…»

 

Прочитайте стихотворение:

 

Упал на землю солнца красный круг.

Инад землёй, стремительно блистая,

Приподнялась зеркальность золотая

И в пятнах пепла тлела. Всё вокруг

Вдруг стало: и — туманисто; и — серо.

Стеклянно зеленеет бирюза,

И яркая заяснилась слеза —

Алмазная, алмазная Венера.

Что нужно сделать

 

Определите, какой литературной эпохе может принадлежать текст.

В рамках какого литературного направления или течения он мог быть создан?

Каков круг возможных авторов?

Объясните, какие черты, элементы, особенности текста вы учитывали, принимая решение.

 

Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера» №7-8 (33-34) за июль-август 2017 г.