Развиваем умение слушать

Когда дети начинают ходить в школу, они узнают новое, слушая учителя. Большинство людей пользуется умением слушать с рождения, пока ещё не имеют доступа к другим источникам информации. В течение первых лет школьной жизни восприятие информации на слух — естественная часть учебного процесса.

Что-то начинает меняться после первого или второго класса, когда дети учатся читать. Период чтения вслух уступает место чтению про себя.

И вот после того, как мы научились читать, никто из учителей не тратит время на развитие нашего умения слушать, хотя в жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью это умение использовать.

Различные исследования показывают, что примерно после восьмого класса навыки получения информации из письменного текста оказываются развиты гораздо сильнее, чем из устного. Тренировка аудирования характерна для уроков иностранного языка, но не для родной речи.

Большинство исследований умения слушать связаны с изучением второго языка. Тем не менее, благодаря им становятся понятны некоторые особенности восприятия устной речи вообще. Например, они показывают, как слушатель использует когнитивные стратегии аудирования, чтобы понимать смысл того, что слышит, и метакогнитивные стратегии, чтобы контролировать процесс прослушивания. Я продолжаю слушать? Могу ли я мысленно вернуться немного назад? Как я понимаю это слово? Когнитивные стратегии позволяют ухватить основной смысл истории, метакогнитивные — проверить связь между услышанным и понятым.

Несмотря на то, что восприятие родной речи происходит более интуитивно, развитие этих стратегий помогает стать внимательным слушателем.

С чего начать развитие у учеников такого полезного навыка — слушать? С рассказа интересных историй! — уверена Моника Брейди-Мьеров, радиожурналист со стажем. Она прекрасно знает, что голоса, рассказывающие истории — это материал, с помощью которого можно отправить слушателя в настоящее путешествие.

Именно поэтому Моника вместе с другими энтузиастами создала сайт Listen Current. Здесь публикуются аудиофайлы историй из радиопередач, которые преподаватели могут использовать для развития навыка слушать у своих учеников. Каждый день на сайте появляются новые радиосюжеты об актуальных событиях, материалы распределяются по нескольким разделам: естественные науки, науки об обществе, английская словесность.

Нет ничего плохого в чтении про себя. Я сама такой читатель. Но я росла в семье, в которой очень любили слушать, особенно свежие новости. В раннем возрасте я научилась улавливать интонации, нюансы сюжета, звуковой фон, на котором звучит история. Моя любовь говорить и слушать позволила мне сделать карьеру радиожурналиста.

Моника Брейди-Мьеров объясняет, что истории, рассказанные в жанре классической радиожурналистики, обладают всеми необходимыми свойствами для использования на уроках: они увлекательны, потому что дают возможность услышать голоса из разных уголков планеты, имеют завязку, кульминацию и развязку, к тому же затрагивают проблемные темы, на которые всегда интересно устроить дискуссию в классе.

Конечно, сайт Моники относится к англоязычному сегменту интернета, но преподавателям на русском языке не стоит отчаиваться: почти каждая радиостанция имеет сейчас архив программ, и всегда можно найти подходящую запись на злободневную тему или с интересной для ваших учеников личностью.

 Неплохо вспомнить традицию прослушивания радиоспектаклей: литературные произведения, прочитанные талантливыми актёрами, могут не только научить слушать, но и научить читать с выражением. Особенно совет актуален, если ученикам предстоит учить что-нибудь наизусть.

Учиться слушать и говорить самому — тесно связанные процессы, поэтому так важно обсуждать прослушанное. Для того, чтобы стимулировать учеников самих рассказывать истории, тоже существуют специальные сервисы, например, Narrable. Но вполне достаточно и призыва делиться своими историями в аудиоформате на страницах школьного блога: вы можете учредить свой собственный классный подкаст.

Аудиокниги, радиоспектакли и передачи могут стать частью уроков по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, истории мировой культуры, иностранному языку. Это непривычный, а потому действенный способ сделать детей активными участниками урока, начать интересный диалог и развить умение слушать, которое точно пригодится далеко за пределами школы.