Пример подхода к классификации информации

Работа с информацией требует создания стройной системы выделения, классификации и обработки её элементов. В рабочем плане можно выделить выделила три информационных поля:

  1. Внутренняя информация.
  2. Общая, глобальная информация.
  3. Информация на расстоянии вытянутой руки.
  4. Внутренняя — это та информация, что уже принадлежит мне.  Она хранится в сознании или в глубинах подсознания и при определенных обстоятельствах может быть распакована и представлена  во всей красе. Даже если мне это не нравится, даже если  я буду пытаться ее забыть.  Возможность активно влиять на эту информацию ограничена. Можно, только научиться с ней жить.
  5. Второе поле — общая совокупность всех знаний, всех происходящих процессов, то что Вернадский называл «мысль как планетное явление».  Воспринять всю эту информацию невозможно, да и не надо, влиять на нее — тоже. Тут возможно выборочное потребление.
  6. И, наконец, третье поле: информация на расстоянии вытянутой руки — это те источники  информации, которые находятся в непосредственной близости от меня. Вот на них-то можно влиять, можно их выбирать и контролировать качество и скорость информационных потоков.

Всю информацию можно разделить на безопасную и небезопасную. Небезопасная информация, в свою очередь, делится на откровенно опасную (агрессия, призывы к насилию, войне, убийству и самоубийству, причинению вреда своему телу, оскорбления и унижения,   и т.д.) и умеренно опасную: психологически опасную (споры с тролями), метаболически опасную (разного рода диеты, призывы к использованию БАДов, непроверенных лекарств, косметических средств) экономически опасную и т.д. Как только встречается такая небезопасная информация, необходимо сразу закрыть каналы ее поступления и, по возможности, исключить их  из своего информационного поля. Все остальное, что не причиняет вреда — безопасная информация. Ее можно использовать.

Второй уровень — это полезная и бесполезная информация. Полезная: а) та, что нужна именно сейчас и б) та, что пригодится в будущем. Бесполезная информация, по сути является «информационным жиром.  Это растянутые во времени сериалы, которые ничему не учат, а только пожирают время, это сплетни, всякие реалити-шоу, бульварные романы.

 Третий уровень — качество информации.

  1. Достоверность информации. Существуют алгоритмы оценки источника информации, методов которыми проводилось исследование. Только потом можно читать  результаты и выводы. Этому несложно научиться.
  2. Приятная или неприятная информация. Информация может быть приятной и  бесполезной. Например, фильм или книга, которую читаешь, чтобы отвлечься, расслабиться. Информация может быть неприятной, но иметь отношение к собственной безопасности.
  3. Современная и устаревшая информация. В исследованиях не обойтись без изучения последних новинок. А в литературе и музыке  многие предпочитают классику. Множество людей прочитали, пропустили через себя, отсеяли неинтересное, плоское, бессмысленное, сохранив красивое, многогранное, важное. То есть время оказывается своеобразным фильтром.

Таким образом, при беглом просмотре какой-либо статьи сразу же формируется мнение: некачественная, неприятная, бесполезная, устаревшая, и я смело выбрасываю ее.

Такая классификация информации очень помогает в дальнейшем ее использовании. Прикрепленные ярлычки  каким-то образом сортируют информацию внутри памяти.

Как можно защитить себя от некачественной информации?

  1. Знать, что требуется в настоящее время. Вопросы: «Что и «Зачем?»— это лучшие фильтры, какие можно придумать.

После прочтения этой статьи, пожалуйста, проведите маленький эксперимент. Включая  вечером телевизор или компьютер, сначала спросите себя — что именно вы хотите получить? Узнать новости из конкретной области (политика, экономика, культура и т.д.), посмотреть фильм, пообщаться с друзьями. Потом спросите себя: зачем мне нужна эта информация?   Возможно, она пригодится вам завтра для работы, может быть, вы хотите расслабиться  и отвлечься после тяжелого рабочего дня, может быть, вам важно узнать о делах и самочувствии друзей и родственников.  Вот увидите, насколько изменят ваше поведение эти два вопроса.

  1.  Выбирать ресурсы: библиотеки, журналы, базы данных, информация в которых проходит проверку.
  2. Знать какая информация полезна или бесполезна именно тебе.
  3. Мнение эксперта по жизненно важному вопросу лучше, чем мнение непрофессионала.
  4. Отсеивать опасную, бесполезную, некачественную информацию.
  5. Выставлять фильтры. Выбирать источники информации.
  6. Прислушиваться к своему телу, как оно реагирует на ту или информацию. Если в новостях каждый час во всех подробностях показывают последствия терактов, а у вас от этого начинается сердцебиение, боли за грудиной, напряжены мышцы шеи, потеют руки, болит голова, не корите себя в черствости — отключите СМИ на пару дней. Здоровье важнее.
  7. Общее физическое развитие. Доказано многочисленными исследованиями, что здоровый образ жизни, правильное питание, регулярные спортивные нагрузки тренируют вегетативную нервную систему, повышают стрессоустойчивость. Получение даже опасной информации в таких случаях не приводит к нарушению механизмов регуляции.

Главное  — что есть выбор. Право на выбор информации. Реализуя  это право, вы обретаете возможность контролировать процессы, происходящие в информационном пространстве вокруг вас и внутри вас. Создавая собственные фильтры, можно научиться использовать лучшие источники информации, оставляя все плохое там, где оно появилось. И тогда получение информации становится искусством. Это очень заманчиво.

Информацию нужно не только правильно получать.  Ее обязательно нужно  проанализировать, переработать, собрать разрозненные части в одно целое и отпустить это новое в практику. Тогда информация не будет накапливаться информационным жиром и повисать складками на боках нашей души.

За основу взят текст Софии Новосад. Вот отсюда.