От образования XX века к самообразованию XXI века

Это цитата японского предпринимателя Дзёити Ито, создателя лицензии Creative Commons («копирайт наоборот»), одного из первых инвесторов в Twitter, Flickr, Last.fm. Джои Ито входит в ТОП-25 самых влиятельных людей сети по версии Businessweek и определённо имеет чутьё на всё, что происходит в вебе, в том числе и в сфере онлайн-образования.

literature--old-books--knowledge--old-key_3205841

Цитата ставит нас перед интересным вопросом о природе получения информации и о том, как мы можем сделать этот процесс более эффективным. Нет сомнений в том, что «учиться» и «узнавать», «познание» и «образование» — совершенно разные понятия. Но в чём конкретно состоит фундаментальная разница между ними?

В последние годы технология служит действенным катализатором для производства и публикации огромного количества бесплатных образовательных (или обучающих?) материалов. Именно их появление сделало границу между образованием и познанием ещё более видимой.

 Большинство из нас бывало в роли Барта Симпсона: мы ходили в школу, в университет, в колледж или любое другое образовательное учреждение, и прекрасно знакомы с традиционными правилами вовлечения в учебный процесс. Мы слушали учителя или преподавателя, старательно записывали, писали контрольные и получали заслуженные награды в виде оценок, зачётов и экзаменов. Многие добиваются успеха в этой системе; многие — нет. Тем не менее, именно эта система остаётся ведущим концептом образовательных систем во всём мире.

Парадоксальной кажется ситуация, когда стоимость образования растёт по экспоненте, а стоимость получения знаний стремится к нулю благодаря миллионам выложенных в сеть бесплатным обучающим материалам. По мере развития технологий стандартная учебная программа будет всё больше вытесняться новыми возможностями изучения того, что мы хотим, выбора материалов, времени обучения, преподавателя и устройства, с помощью которого мы будем учиться.

237118_900

Эти слова могут казаться смелыми фантазиями, но, тем не менее, мысли эти были высказаны Брэндоном Бастидом, исполнительным директором образовательного отдела компании Gallup, всемирно известной консалтинговой организации. Брэндон многократно говорил в своих выступлениях о том, что с каждым годом, проведённым в школе, уровень вовлечённости детей в учебный процесс падает: от 76% в начальной школе до 44% в старших классах. Что касается высшего образования, компания Gallup проводила опросы мнений среди студентов, преподавателей и работодателей. Только 14% студентов уверены, что знания, полученные в университете, пригодятся им в будущем; только 6% работников вузов уверено, что они готовят студентов к будущей работе; только 11% работодателей видят в выпускниках те навыки и знания, которые нужны для работы. В чём проблема?

Где разорвана эта связь между тем, что предлагает система образования, и реальностью?

Даже если вы спросите своё окружение о том, что они думают о бесплатном и открытом обучении, скорее всего, ответы будут весьма туманны. Интуитивно большинство из нас чувствует, что основные навыки мы приобретаем за пределами традиционной системы образования — в повседневной жизни и в работе. Но как мы понимаем этот неформальный процесс познания? Как он работает и чем отличается от формальной образовательной структуры? Давайте попробуем разобраться.

В масштабном исследовании технологий изучения, проводившемся в 2012 году Ассоциацией технологий изучения (ALT), приводится такой абзац о формальном и неформальном образовании:

Образование как формальная структура организует свои ресурсы иерархично, сверху вниз. Формализованное образование начинается с учреждения, которое предлагает аккредитацию, а затем предоставляет ресурсы и сообщества, которые соответствуют поставленным учреждением целям. С другой стороны, познание начинается с индивидуума и с сообщества индивидуумов. Желание учиться, истинное желание, зачастую возникает при неформальном изучении и исходит от индивидуумов или групп по интересам, в которых есть возможности организации ресурсов и обеспечения доступа к ним ради самого этого интереса.

znaniya

Неужели познание заканчивается после того, как отгремели все наши выпускные в жизни? И что после этого — неужели мы проводим оставшиеся 50-60 лет жизни, не узнавая ничего нового? Тем не менее, многие эксперты утверждают, что около 70% всех полученных в жизни знаний мы приобретаем вне системы формального образования, но при этом неформальное познание остаётся недооцененным.

Конечно, всё вышесказанное не имеет целью обесценить существующую образовательную систему. Она играет огромную социальную роль, и множество талантливых и умных людей внутри системы образования ежедневно работают над тем, чтобы сделать её лучше; в конце концов, поведенческие и социальные модели, которые формируются внутри системы, не могут быть в полной мере заменены экраном гаджета или компьютера.

Тем не менее, становится ясно, что формальная образовательная система и индустрия, построенная вокруг неё, плохо справляются с переработкой и распределением всей базы знаний, пополняемой ежеминутно, и вскоре будет достигнута критичная точка несостоятельности системы образования в этом аспекте.

Возьмём, к примеру, вот этого мужчину:

Это Майкл Стивенс, ведущий одного из самых популярных образовательных YouTube-каналов, насчитывающим более 7 миллионов подписчиков — Vsauce (на русский язык эти короткие познавательные шоу тоже переводятся силами энтузиастов). В своих видео Майкл исследует самые разные аспекты окружающего нас мира, облекая свои небольшие открытия в юмористическую и доступную форму; благодаря харизме Майкла и простому доходчивому языку собралось лояльное и постоянно растущее сообщество слушателей, для многих из которых видео, подобные роликам Vsauce — лучший образовательный опыт, который они получали в жизни (это заметно по комментариям к роликам).

Такие люди, как Майкл, являются представителями нового поколения создателей и преподавателей — тех, кто превращает обучение в добровольный, свободный и социальный процесс. Именно поэтому подобные инициативы пользуются таким высоким спросом: просто посмотрите любое видео и сравните его со среднестатистической лекцией в университете.

1352206974-SKE-Konferans---logo_1352274885

У канала Vsauce сейчас больше слушателей, чем у всех основных американских университетов, вместе взятых.

Смысл здесь не в том, что всем этим семи миллионам не нужно традиционное образование; суть в том, что подобное социальное познание создаёт обширную любознательную аудиторию.

Мы можем и должны создавать экосистему, связывающую создателей материалов, работников образования и учащихся, по неформальным признакам, по интересам.

Почему же до сих пор не произошло революции?

За последние пару десятилетий в интернете уже свершилось несколько революций в сфере сбора и распространения знаний. Wikipedia и Google полностью изменили наши представления о поиске нужной информации. Тем не менее, процесс познания значительно отличается от процесса поиска. Только сейчас, когда интернет входит в семантическую эру с миллионами видео, презентаций, подкастов и социальных сетей, открываются новые возможности для обучающих технологий.

В мире, где придумать новое гораздо важнее, чем его реализовать, особенно ценятся те, кто находят, перетасовывают и привлекают внимание к старым вещам, а не те, кто их изобрёл и сидит на них, ожидая какого-нибудь благодетеля.

Первая волна массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) успешно справилась с доставкой формального образования и университетской программы для широкой аудитории, и нам нужно быть благодарными за это; тем не менее, они остались верны традиционной форме и структуре.

Чтобы ощутить настоящую атмосферу инноваций в образовании, нужно идти на YouTube, на Slideshare, на SoundCloud — именно здесь появляются новые форматы, новые идеи, новые материалы.

Форматы TED и KhanAcademy возникли именно там, на YouTube.

В 2000 году появился даже отдельный научный термин «хьютагогика» (или эвтагогика, от англ. heutagogy, учение о самообразовании). Стюарт Хассе и Крис Кеньон, которые ввели понятие хьютагогики в обиход, пишут о концепции в своей работе:

Концепция по-настоящему самостоятельного обучения, хьютагогика, основывается на гуманистическом подходе и подходах к обучению, описанных в 1950-е годы. Предполагается, что хьютагогика служит образовательным потребностям учащихся XXI века, в частности способствует развитию индивидуальных способностей.

В последние годы проводятся многочисленные исследования, посвящённые самостоятельному онлайн-обучению, доказывающие, что такой подход к обучению действительно способствует профессиональному развитию, развитию критического мышления и рефлексии; способности применить полученные знания на практике. Сфера применения этого подхода выходит за рамки школьного и студенческого возраста и предполагает, что учащийся сам становится менеджером своего образования; в этом подходе преподаватель лишь предоставляет ресурсы и материалы, а ученик сам разрабатывает себе курс, при этом дискуссии с преподавателем остаются важнейшей частью обучения.

Хьютагогика — ещё слишком молодая область изучения, её сложно назвать сформированной наукой о самообразовании, но, возможно, именно она станет вехой на пути к такому долгожданному сближению процессов познания и образования.

Люся Ширшова  newtonew.com По мотивам поста на Medium.

Полный текст статьи