О незнакомом слове и интересном опыте

Сейчас практически все учебные заведения вступают в горячую пору. Всё чаще вместе со словом «экзамен» звучат слова защита предзащита. Но говорить мы будем не о них. Этот текст предназначен для расширения нашего словарного запаса. Мы поговорим о синопсисе. Слово древнее, но мало знакомое. Понятно, что если древнее, то значит древнегреческое . Оно обозначало общий обзор, в сжатой форме. В образовательном процессе синопсисы присутствуют и сейчас.  Их главная задача  – не представить текст уже написанной диссертации, а обосновать, что, почему и как планируется исследовать. Можно сказать, что защита синопсисов – одно из самых важных событий в жизни любого студента. Но это будет верно преимущественно для  британской образовательной традиции. У нас синопсисы защищают в Шанинке (российско-британском университете). Мы воспользуемся опытом его выпускников для понимания роли защиты синопсиса при написании работы.

 Теория.

Общепринятые критерии написания синопсиса: конспективность, четкое и точное отражение общей сути идеи, обязательное изложение предварительной гипотезы,  основных принципов исследования.

 Синопсис для научной работы должен напоминать справочный указатель, который хорошо демонстрирует содержание работы в целом. Если вы логично выстроите ваш синопсис, то в итоге получится членораздельный проспект для показа научному руководителю. Да и вы сами поймёте, насколько ясны ваши идеи. Это понимание – важнейшая цель защиты.

Вторая цель – это четко очерченные рамки темы. В означенных пределах будет меняться и методология исследования. Важно внятно сформулировать собственные научные гипотезы и ожидания. Ваш синопсис должен обещать ровно столько, сколько ваша научная работа, в действительности, в состоянии предложить. Синопсис нужен ещё и для того, чтобы было ясно, что помещается в фокусе курсовой, а что на периферии.

В итоге у вас должна получиться картина, создающее ощущение общей целостности основного исследования.

Практика.

По утверждениям участников, синопсис проходит, с одной стороны, очень напряженно, с другой – очень продуктивно. Каждая защита сопровождается многочисленными вопросами от комиссии. Защита построена как диалог комиссии со слушателем, и в ходе этого диалога рождаются новые идеи. Иногда тема, направление работы меняются уже в процессе этого диалога! Пользу приносит не только своя собственная защита, но и возможность слушать защиты других (это замечание встречается особенно часто). Главный результат синопсиса – не то, одобрили ли твою тему сразу или отправили на доработку, а те замечания, которые комиссия подарила тебе в процессе. Преподаватели задают очень правильные вопросы и очень важно задать все эти же вопросы себе.

Благодаря опыту синопсиса многие понимают что для развития  важнее не защитить уже написанный текст диссертации, а обосновать – что и почему, а главное зачем, ты собираешься написать.

Самое важное – понимать, что защита нужна для того, чтобы преподаватель убедился в том, что вы сами понимаете, о чем пишете работу и что вы будете делать. Поэтому чтобы не плавать, главное – определить гипотезу, предмет и объект исследования и их с научным руководителем заранее обсудить. А если так случилось, что ясности нет, советую очень внимательно отнестись к комментариям и вопросам на защите, не как к критике вашей работы, а как к помощи или мотивации.

Каждое, без исключения, представление синопсиса неизменно провоцировало интересное обсуждение и, порой, жесткую полемику, причем – как студента с преподавателями в комиссии, так и между самими преподавателями. В результате одни проекты диссертаций претерпевали крутые изменения, другие – отбраковывались, третьи утверждались с незначительными, но все же правками. Важно, впрочем, то, что все эти исправления, замечания, вопросы комиссии всегда ориентированы лишь на одно – помочь студенту, сделать его задумку интереснее, а будущий текст диссертации лучше. Надо учесть, что на уровне синопсиса любые изменения возможны. В тексты ещё не вложены уймы времени и сил, поэтому критика не губит, то что сделано вложено, а спасает от напрасной траты времени и сил. Отсюда и живость полемики, и интерес, и отсутствие страха провала.

Использованы материалы msses.ru

Индивидуальный наставник