Формы научной работы студентов. Пример

Философский дискуссионный клуб НИУ ВШЭ пробует новый формат – короткие доклады о собственных исследованиях в рамках курсовых и дипломных работ в духе science slam.

Принцип очень прост: в течение 7 минут участник  коротко и ясно формулирует, почему работа представляет ценность, каков ее основной тезис, после чего начинается обсуждение. Не надо стремиться рассказать все нюансы и наработки исследования – после окончания 7 минут будет звенеть таймер, так что выступление необходимо отрепетировать заранее.

Примеры тем:
Ментализм как аргумент в пользу человеческой исключительности
Стратегии и техники мышления в контексте философии образования
Концепция либерального национализма и ее критика
Теоретико-игровые модели в моральной и политической философии
Гегемония университета как пространства циркуляции философской мысли
Интерпретации магии в работах антропологов 19-20 вв.
Эрнст Юнгер и Мартин Хайдеггер о сущности нигилизма и путях его преодоления
Идея религиозного опыта в классическом религиоведении
Синтез психоанализа и экзистенциализма в учении Ролло Мэя
Что означает для монады иметь тело (исследование философии Лейбница)
Языковые конвенции в теории сигнальных игр
Культурно-философские концепции мекканских сур Корана
Про прошлогодний курсач (Витгенштейн)
Дисциплинарные практики современности

Обратите внимание, темы смотрятся как  название вопроса в экзаменационном билете (возможно, чуть более узкие) и как тема диплома одновременно. Эти темы заполняют «мёртвые зоны» между официальными билетами.  Но, они могут быть развиты до научной работы практически любого уровня.

7 минут для доклада, это достаточно много. Часто, это больше чем ответ на вопрос билета. Т.е. проработка ответа потребует определённых усилий. Думаю, сильной стороной практики будет её комплексность (и подготовка, и выступление, и элементы защиты). Трудности могут возникнуть при обсуждении. Аудитория будет состоять из людей с образовательным уровнем и опытом примерно одинаковым с докладчиком, но не подготовленных по конкретной теме. Это снижает ценность обсуждения и повышает сложность «снятия» полезной информации с дискуссии.

При хорошей подготовки выступающих – больше всего выиграет аудитория. Думаю, что такие мероприятия будут очень популярны у студентов младших курсов.  Для них эти короткие доклады станут знакомством  с определённым уровнем-эталоном ответов.

Индивидуальный наставник