Адаптация, кризис третьего курса и другие ситуации, когда студенту поможет психолог

Позади выматывающий ЕГЭ и поступление. К счастью, в вузе каждый сам себе хозяин: хочу иду на пару, хочу не иду. Но внезапно свалившаяся ответственность может только добавить проблем. Руководитель психологической службы в Институте общественных наук РАНХиГС Кирилл Хломов рассказывает, как психолог может помочь студенту.

 

Принимаем ответственность

 

На Liberal Arts относительно легко поступить, но и легко быть отчисленным. Студенты оказываются перед фактом, что только от них лично зависит то, насколько удастся учиться.

Вчерашнему школьнику сложно находить решения, когда надо спланировать своё время, потому что в школе всегда был кто-то, кто рассчитывал его учебную нагрузку. Студент сталкивается с ответственностью и последствиями за принятые решения. Например, преподаватель говорит, что на его предмете нельзя пользоваться гаджетами, но у студента есть убеждённость, что он будет пользоваться ноутбуком, потому что это современно, удобно и естественно. Студент может решить, что не пойдёт на предмет, но тогда столкнётся с последствиями. И они наступают — и это нормально, потому что во взрослой жизни мы сталкиваемся с этими же последствиями: в отношениях с коллегами, подчинёнными, начальниками.

 

Находим баланс

 

Наше общество предполагает, что к 18-20 годам у человека заканчивается подростковый возраст и он может управляться с несколькими контекстами. Первый контекст — учебная деятельность. Второй контекст (и он очень у многих) — работа. Третий контекст — это друзья и отношения в компаниях, что тоже требует времени, ресурсов и навыков. Четвёртый контекст — это отношения с семьёй и родителями. Когда появляется своя семья, то количество контекстов резко возрастает. И хотя человек уже созрел, какой-то из этих уровней во время обучения может начать западать, что не лучшим образом сказывается на всех других.

 

Казалось бы, какое отношение к учёбе имеют личные отношения и дружба? Но человек — существо социальное, поэтому ему так важно дружить, иметь близкие или романтические отношения. Если вы чувствуете неуспешность, боль, разочарование в себе или людях, то это может влиять на учёбу и социализацию.

 

Адаптируемся

 

Студенты приезжают в большие вузы со всей России — у них могут быть очень разные представления о том, как обходиться со своими переживаниями, сложностями и эмоциональным состоянием. В городской культуре, когда человек не может сам с этим справиться, он обращается к психологу или психиатру. В небольших городах или посёлках бывает совершенно по-другому. Препятствием к тому, чтобы человек позаботился о себе, могут стать такие мифы как «к психологу идут только сумасшедшие», «надо просто подождать», «сильные терпят». Всё это приводит к тому, что возникают беспокойство, страх и зацикливание на проблеме.

 

Проще сразу обратиться в психологическую помощь и получить поддержку, чтобы хотя бы оценить, насколько ситуация критична. Чем позднее вы обратитесь, тем сложнее разобраться в проблеме.

 

Саморегулируемся

 

Студенту из маленького города тяжело адаптироваться к нагрузкам мегаполиса. Для некоторых становится проблемой, что они оказались вдали от родственников. Кто-то впервые в жизни видит равных себе по уровню или даже более успешных (умных, реализовавшихся, с богатыми и успешными родителями на старте). Другие могут лучше общаться, адаптироваться, работать с информацией. Это вызывает фрустрацию и становится серьёзным испытанием для самооценки.

 

Преодолев все этапы адаптации, можно столкнуться с тем, что называют «кризисом третьего курса»: вы много вкладывались в школе, чтобы поступить, учились, а потом поняли, что эта профессия не ваша. Чтобы выйти из этой истории безопасно, всегда есть смысл обратиться к психологу. Иначе на этом этапе можно сделать какие-то ненужные резкие движения, например, забрать документы из вуза вместо того, чтобы перевестись на другой профиль или взять академический отпуск.

 

Источник mel.fm