Вне фокуса: как меняется чтение в цифровую эпоху

Краткие тезисы исследования о чтении, проведённого «Афишей».

Начнём с банального: пользователи сети не читают тексты, они их сканируют, охотятся за фактами, считывают разрозненные куски данных, стараются оценить потенциальную важность информации, с легкостью переключаются на гиперссылки и сопутствующие материалы.

Ученые выявили законы предназначенные для удержания внимания пользователя: – предоставление информации в маркированных списках,

– раскрытие не более одной основной мысли за абзац,

– выделение ключевых слов и разъяснительных заголовков,

– использование принципа перевернутой пирамиды.

Пользователь, как правило, прочитывает 20% из всего размещенного на странице текста и избегает больших абзацев.

Можно сказать, что чтение в интернете относится к новому типу восприятия информации, отличного от опыта чтения книги. Мы уже перешли в другой тип цивилизации, где объем информации оказывается настолько велик, что теряет значительную часть своей ценности.

Мы столкнулись с ситуацией, когда нужно быстро, без остановки, перерабатывать большие блоки информации. Для этого просто необходимо поверхностное чтение — сканирование по ключевым словам, умение читать по диагонали, определять, надо ли мне это вообще читать. Это такая система фильтров, без которой теперь не обойдешься. Чтение сонетов Шекспира — совершенно другая работа, для которой нужно время, нужно медленное, многослойное чтение. Это разные процессы, которые по некоторому недоразумению называются одним и тем же словом.

У поверхностного сканирования информации есть плюсы.

Оно позволяет лучше справляться с многозадачностью, переключением внимания между разными визуальными объектами, быстрее распознавать потенциальную значимость контента. Некоторые эксперты считают, что навыки чтения и серфинга в интернете помогут лучше справляться с актуальными задачами наступающей цифровой эпохи.

По их мнению доступ к множеству точек зрения и широкий ассортимент информации в конечном итоге приносят нам огромную пользу, и это намного важнее, чем возможное ухудшение восприятия из-за влияния интернета.

Есть и минусы.

Уязвимость интернет-пользователей для отвлекающих факторов, снижения глубины понимания и концентрации внимания. Также ухудшаются такие навыки, как способность возврата к уже переосмысленной информации, индуктивный анализ, критическое мышление, воображение и обдумывание.

Вдумчивое чтение и сканирование интернет-страниц осуществляет один и тот же мозг. При работе в интернете он привыкает к определенному модусу, но при переходе к чтению мы получаем дайджест.

Ситуация предстает еще более мрачной, если учесть, что, часто интернет тексты обладают сомнительной культурной ценностью.

Способность эффективно воспринимать сложные тексты наравне с возможностью получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

Зачем читать книги в цифровую эпоху?

Сеансы чтения качественной художественной литературы оказывают на мозг эффект ракетного ускорителя. Оригинальные тексты со сложными метафорами и синтаксисом провоцируют намного более сильный и длительный отклик, требуют большего объема работы мозга и стимулируют респондентов продолжать чтение.

Также выяснилось, что чтение поэзии особенно активизирует правое полушарие, в котором хранится автобиографическая память, помогающая читателю увидеть личностный опыт в свете прочитанного. Исследования показывают, что литература в силах открывать новые горизонты сознания, формировать мысли, их грани и связи как у молодых, так и у взрослых людей.

Художественная литература — это не просто симуляция социального опыта. Это и есть социальный опыт.

Еще один эксперимент показал, что во время моделирования описываемой сцены мозг читателя задействует те же нейроны, которые возбуждались бы, если бы эта сцена происходила в реальной жизни. Например, когда герой открывает дверь, возбуждаются нейроны, отвечающие за пространственное ориентирование. Это может означать, что опыт чтения для нас на самом деле куда более реален, чем может показаться на первый взгляд.

Бумага имеет значение

Читательские интернет-привычки могут сильно повлиять на восприятие текста за пределами сети.

Читающие тексты с бумаги, лучше остальных поняли и запомнили его содержание.

У респондентов с книгами значительно различается диапазон эмоционального отклика. Возможно , это объясняется тем, что книга материальна и сама по себе является предметом физических манипуляций. Ее владелец чувствует переворачиваемые страницы, вес предмета в своих руках, он может по своему желанию переходить в любую часть рассказа. Все это провоцирует куда более сильную реакцию, чем скроллинг веб-страниц или щипки по экрану планшета.

В поисках вдумчивого чтения. Выводы

Вдумчивое чтение вряд ли исчезнет из жизни тех людей, которые продолжают осознавать его ценность. Важным элементом чтения становится умение в зависимости от ситуации переключаться от сканирования контента к глубокому погружению в текст. При сосредоточении на одном большом и увлекательном повествовании, нам может открыться опыт, несопоставимый по своей глубине и эмоциональному отклику с просмотром бесконечного множества веб-страниц или постов в социальных сетях.

По материалам сайта “Афиша”