Разбор примера (кейс). Пример занятия индивидуального наставника с учащимися первого года обучения.

Святитель Иоанн Златоуст. «О священстве» Слово 1.

На данном занятии  группа будет читать, и обсуждать отрывки из текста. Мы постараемся увидеть, что есть информация, которая лежит на поверхности, а есть информация, которая содержится в тексте скрытно (латентно) и для её извлечения от читателя потребуются определенные усилия.

  1. «Знавших и строго соблюдавших законы дружбы…»

Вопрос по 1-му предложению: о чем оно нам говорит? Ответ (типовой): у Иоанна Златоуста было много друзей, но один из них был особенный.

Делаем акцент на фразу  «законы дружбы»; спрашиваем: о чем она? Через совместное обсуждение приходим к выводу: что, Иоанн Златоуст считает, что у человеческих отношений есть объективные  законы – правила (которые можно узнать, которые носят не субъективный, а объективный характер). Отмечаем, что такая информация полезна, если мы изучаем взгляды Святителя на психологию, межличностные отношения, дружбу. И эта информация находится в тексте, но не на поверхности, а в «тени».

  1. В том же абзаце идёт перечисление совместных действий двух друзей, подтверждающих единство.

Просим студентов обозначить, что написано в абзаце. Они, как правило, перечисляют совместные занятия, или обобщают.

Вопрос: если бы сейчас мы перечисляли совместные действия, которые свидетельствуют о единстве и дружбе, чем бы отличились наши списки  от списка Златоуста. Что у него отсутствует?

В ходе обсуждения студенты могут сами назвать ответ (совместный отдых), либо им можно подсказать.

Предложите подумать о причинах. Уточнить, что, скорее всего, и Иоанн и Василий отдыхали вместе, так же как трудились. Возможно, отдыхать можно с разными людьми, а вот занятие единым делом делает из людей друзей, близких соратников. Вывод: единство подразумевает совместную деятельность. Можно отметить мысли святителя о том что, «дружба осталась, а единство расторгалось».    Пусть студенты озвучат причину такого положения дел: «невозможно жить вместе занимающимся не одним и тем же». Попросить студентов пояснить, как они понимают эти слова. Потом спросить, как это можно соотнести со студенческой жизнью, с приходской жизнью. Подчеркнуть важность совместной деятельности для сплочения людей.

  1.   Обратить внимание студентов на фразу: «тогда у нас нарушилось равновесие: его чаша, как более лёгкая, возвысилась, а я, ещё связанный мирскими стремлениями, унизил свою чашу и склонил вниз, отяготив её юношескими мечтами». Можно перечитать абзац полностью и попросить студентов найти определённое противоречие общепринятым взглядом. Как правило, это вызывает затруднение. Можно помочь и указать на особенность восприятия метафоры: мы, говоря о чаше, исходим из того, что в нашем сознании перевешивание предпочтительнее, это более весомо, солидно, в каком-то смысле это победа. У Святителя  Иоанна Златоуста предпочтение в метафоре отдаётся более лёгкой чаше. Она устремляется вверх. Задайте вопрос: почему?

В ходе обсуждения подведите студентов к мысли, что для понимания данной ситуации надо обратить внимание на слова: возвысил, унизил, вниз. Метафора у святителя помещена в другую систему координат. Если у нас «больше-меньше», то у него это «высь-низ», «небесное и мирское». Отметьте, что такая информация важна для понимания ментальной картины автора, он саму метафору (элемент языка) помещает в духовную систему координат и получает свой смысл.

В конце занятия можно обратить внимания, что были разобраны 3 фрагмента текста, в ходе обсуждения были получены или актуализированы новые знания и смыслы. Разбор 3 фрагментов занимает время целого занятия и требует от наставника подготовки, поэтому ход занятия и результаты должны быть зафиксированы для дальнейшего использования и совершенствования.

Вывод: Процедура извлечения такого рода знаний не является сложной, но для современной системы обучения она нехарактерна, многие студенты сталкиваются с ней впервые. Возможно на первом этапе студенты будут испытывать ряд трудностей. Задача наставника показать возможности анализа текста, увлечь учащихся исследовательской составляющей работы. Отдельно стоит отметить, что найти  информацию полученную на занятии через поиск (в т.ч. в интернете) невозможно. Постарайтесь закрепить у студентов понимание, что смыслы в текстах проявляются через личное участие в его осмысления, а не через автоматизированный поиск.