Физик- ядерщик о воспитании ученого

“Считаю, что к воспитанию ученого имеют основное отношение последние три года учебы в школе. В наше время это были восьмой, девятый и десятый классы. Более ранние годы к становлению ученого относятся гораздо меньше. Да, они имеют общечеловеческое значение, в эти годы развивается любознательность, другие человеческие качества. Но если говорить о пути в науку, нужно четко и ясно понимать: он начинается тогда, когда возникает живой интерес к учебе, знаниям, решению задач. По крайней мере, надо, чтобы не было никаких трудностей с освоением школьной программы. Но этого мало. А вот когда личный интерес появляется к научным знаниям, когда решаешь задачи, мучаешься и не получается, а потом приходит озарение…

Надо, конечно же, участвовать в различных олимпиадах и им подобных состязаниях и во всяких кружках, которых у нас было много в то время и где решали сложные задачи, выходящие за пределы школьной программы. Занимались в кружках по физике, математике, решали задачи, обсуждали, что и почему не получается. Ну, все как положено.

И когда мои дети заканчивали школу, они тоже учились в заочных физматшколах, получали задания, решали их. То есть, прежде всего, надо работать, и работать нормально, головой. Это начальная стадия становления человека – выбор своего пути, в первую очередь профессионального пути.

Самое главное, должен пробудиться интерес ко всему этому. И если такой интерес проявляется, это означает, что человек делает для себя профессиональный выбор. А дальше все идет спокойнее.”